Бадина Елена Алексеевна
Значение игры в развитии навыков общения в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Елена Бадина
Статья "Значение игры в развитии навыков общения в старшем дошкольном возрасте"
статья на педагогическую тематику
Статья "Значение игры в развитии навыков общения в старшем дошкольном возрасте"
Автор: Бадина Елена, воспитатель МДОУ детский сад "Солнышко"
Описание: Данная статья будет полезна педагогам, воспитателям.
Публикация «Значение игры в развитии навыков общения в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Цель: развитие навыков общения.
Дошкольный возраст является начальным этапом социального развития ребенка, поскольку именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности: ключевые социальные навыки, социально-психологические особенности в системе отношений с другими людьми, нравственные ценности и установки, направленные на усвоение традиций общества, культуры, среды в которой ребенок растет.
Одним из важнейших моментов в характеристике социального развития ребенка, реализуемого в его усложняющейся деятельности, выступает развертывание явления социализации-индивидуализации, поступательно осуществляемого — от осознания растущим человеком своих социальных возможностей, через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой активности.
Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре.
Важную роль в этом играет деятельность, дающая ребенку возможность усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы и знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Детская игра — вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей. Решение задач, обеспечивающих социальное развитие детей на ступенях дошкольного образования, является продуктивным при условии применения современных эффективных средств направленных на формирование социально-коммуникативных качеств в старшем дошкольном возрасте. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главным средством в формировании социального поведения ребенка, поскольку ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются необходимые социальные качества ребенка, его умения взаимодействовать с другими членами общества и лучше их понимать. Для старшего дошкольника характерны приоритеты коллективного общения, дети в этом возрасте стремятся как можно лучше узнать друг друга, они беседуют на личные и познавательные темы и стремятся к общению с теми сверстниками, которые отвечают их интересам и социальным запросам
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни и выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением.
На протяжении всего дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.
В игру вовлекаются все стороны личности. Ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливается эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжет (тема) игры - это, по Д. Б. Эльконину, та сфера действительности, которая отражается в игре.
Сюжетно- ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающий сюжетно- ролевую игру ребенка, окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
В сюжетно- ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли).
В сюжете отражаются события окружающей жизни, поэтому он зависит от социального опыта детей и степени понимания ими взаимоотношений людей.
Сюжет определяет направленность игровых действий, разнообразие содержания игры (при одном и том же сюжете – разное содержание игры). Для осуществления замысла в сюжетно- ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Показывая детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Также поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему, необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых, любовь к труду, дружбе, взаимопомощи. Создавая условия для творческого самовыражения детей и для возникновения новых игр и их развития.
Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений один из важнейших условий развития полноценной игры.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т. п. Каждый ребёнок свободен в выборе средств воплощения образа. Самое главное - в игре ребёнок воплощает свой замысел, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает. Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте ещё более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.
Именно в игре происходит качественное изменение психологических особенностей дошкольника (его мышления, памяти, произвольности) и его личностных качеств (самостоятельности, инициативности, но только при условии, что сама игра постоянно развивается.
Самореализацию – полная внутренняя свобода, возможность реализации любых желаний: могу действовать с любым предметом и так, как я хочу, могу стать кем угодно и отправиться куда угодно – реализация любых потребностей.
Здоровьесбережение – эмоциональный комфорт, позитивное мироощущение (чувство подвластности всего мира, удовольствие, развитие личности (осознание своего места в обществе) ит. д.
Комментарий: Главные профессиональные умения педагога-дошкольника – это умение общаться и играть с маленьким ребенком.
Американский психолог и психотерапевт Берн: «Весь процесс дошкольного воспитания мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть». Главное. что может сделать педагог для того, чтобы ребенку было хорошо в д/с – это научить его играть с другими детьми.
Цитата:
В. Т. Кудрявцев:«Играя, дети активно экспериментируют с образами социальных отношений взрослых – через варьирование и достраивание сюжета, интерпретацию содержания игровой роли, субъективное переживание игровых событий…Благодаря этому общие смыслы и мотивы деятельности взрослых перестают быть для ребенка чем-то готовым, что предстоит лишь вычитать из «текста» игровой роли. Д. Б. Эльконин отмечал, что для ребенка образ взрослого как носителя социальных отношений – это не образ другого, а образ себя через другого. Дети пытаются получить ответы не только о бытии взрослых, но и о собственном бытии. Детская игра – не просто переосмысление уже осмысленного (взрослыми, а способ определения ребенком своего самобытного места в мире людей, специфически человеческая форма его развития».
Л. А. Венгер: Главное не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами / «играет – значит, знает» (то, что разыгрывает)/.
Значение игровых моделей не исчерпывается только этим. Еще более важно овладение в игре самим процессом моделирования. В игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей. Именно в игровой ситуации ребенок начинает использовать предметные и ролевые замещения. А это начало усвоения и использования всей человеческой культуры, закрепленной и передающейся из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотная запись и др.
Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, и это перестраивает все психические процессы ребенка. Поиск подходящих заместителей, использование одного и того же заместителя для обозначения разных предметов – это уже элементы творчества, воображения. (Венгер Л. А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Васильевой М. А. – М: Просвещение, 1986. Стр. 13-15.)
Цитата-гипотеза: Н. Н. Поддьяков, профессор, академик Академии творческой педагогики и Российской академии образования, по результатам современных исследований детского экспериментирования (в конце 90х г. г.) выдвинул гипотезу о том, что у современных дошкольников ведущим видом деятельности является не сюжетно-ролевая игра, а экспериментирование, и привел в пользу этой гипотезы следующие доводы:
• Некоторые дети предпочитают в свободное время игре другие виды деятельности, однако их психическое развитие протекает нормально. В то время как без экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
• Экспериментирование возникает раньше игры. Игре надо специально учить, а экспериментирование развивается естественно и имеет четкие признаки саморазвивающей ребенка деятельности – исследуя предмет и все больше о нем узнавая, ребенок ставит и все более сложные цели его исследования.
Наконец, экспериментирование присутствует во всех видах детской деятельности, и в игре тоже. / Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.
Учёные Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.
Авторы выделяют следующие способы построения игры :
-последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;
-ролевое поведение, с помощью которого ребёнок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;
-сюжетосложение, посредством которого ребёнок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.
Итак, на протяжении дошкольного детства происходит развитие и усложнение сюжетно-ролевых игр.