Трещалина Наталья Геннадьевна
Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом.
Агрессию как форму поведения можно встретить у многих детей в старшем дошкольном возрасте в качестве отражения слабой социализированности личности и отсутствия более сложных конструктивных коммуникативных навыков. Изучение особенностей проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста может способствовать разработке программы мероприятий по предупреждению возникновения отклонений в процессе позитивного развития личности ребенка в данном возрасте.
Публикация «Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
В психологии и педагогике накоплено значительное количество исследований агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс и др.). Ученые считают, что агрессивность детей вполне реальна, и следует обращать на неё внимание уже в дошкольный период, во избежание проблем в подростковом возрасте.
Агрессия дошкольника – это разрушительное поведение, которое противоречит нормам и правилам поведения людей в социуме и наносит вред, подвергшимся нападению [2, с. 495].
Причины возникновения агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста обусловлены : особенностями семейного воспитания (отвержением, гиперопекой, насилием в семье, демонстрацией родителями агрессивного отношения к окружающим); стрессами в социальном окружении; индивидуальными особенностями ребёнка (впечатлительностью, восприимчивостью, ведущими к возникновению страхов и тревожности); фрустрацией базовых потребностей ребёнка; завышенной самооценкой; различными заболеваниями и т. д. [3, с. 101].
Основными формами агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста являются [1, с. 258] :
1. Физическая агрессия – агрессия с причинением материального вреда объекту злости. Виды физической агрессии :
- Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Например, ребенок ломает постройку из кубиков другого, или мажет красками рисунок другого сверстника.
- Прямая физическая агрессия – это непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы - символическую и реальную. Символическая представлена угрозами и запугиванием (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его); реальная агрессия - непосредственным физическим нападением (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, и пр.).
2. Вербальная агрессия - вид агрессии, представляющий собой выражение негативных чувств к человеку в словесных ответах. Виды вербальной агрессии :
- Вербальная прямая агрессия – это оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные такие «детские» формы прямой вербальной агрессии : дразнилки: («Ябеда – корябеда»); оскорбления («Урод», «Дебил»).
- Вербальная косвенная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях: жалобы, демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Не мешай»); агрессивные фантазии («Я тебя догоню, выброшу твою игрушку», и пр.).
3. Инструментальная агрессия совершается как средство достижения результата. Например, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку.
4. Враждебная агрессия проявляется в :
- Обиде – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
- Подозрительности – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
5. Аутоагрессия – направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.
Проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста можно наблюдать в основном в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивное поведение применяется в качестве средства достижения конкретной цели. Максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата, после чего агрессивные действия прекращаются [2, с. 497].
Таким образом, агрессия детей старшего дошкольного возраста является актуальной для многих родителей и активно исследуется детскими психологами. Агрессия и агрессивное поведение закрепляются в ходе развития, воспитания ребенка, и их формирование зависит как от окружения, так и от него самого.
Агрессивное поведение старших дошкольников требует своевременной профилактики, а именно планомерного и подконтрольного формирования доверительных и доброжелательных отношений. Семейное воспитание в старшем дошкольном возрасте создает ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивности как черты личности, что обуславливает реальную необходимость в диагностике и коррекции.