Приложение МААМ

Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте

Трещалина Наталья Геннадьевна
Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом.

Агрессию как форму поведения можно встретить у многих детей в старшем дошкольном возрасте в качестве отражения слабой социализированности личности и отсутствия более сложных конструктивных коммуникативных навыков. Изучение особенностей проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста может способствовать разработке программы мероприятий по предупреждению возникновения отклонений в процессе позитивного развития личности ребенка в данном возрасте.

Публикация «Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

В психологии и педагогике накоплено значительное количество исследований агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс и др.). Ученые считают, что агрессивность детей вполне реальна, и следует обращать на неё внимание уже в дошкольный период, во избежание проблем в подростковом возрасте.

Агрессия дошкольника – это разрушительное поведение, которое противоречит нормам и правилам поведения людей в социуме и наносит вред, подвергшимся нападению [2, с. 495].

Причины возникновения агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста обусловлены : особенностями семейного воспитания (отвержением, гиперопекой, насилием в семье, демонстрацией родителями агрессивного отношения к окружающим); стрессами в социальном окружении; индивидуальными особенностями ребёнка (впечатлительностью, восприимчивостью, ведущими к возникновению страхов и тревожности); фрустрацией базовых потребностей ребёнка; завышенной самооценкой; различными заболеваниями и т. д. [3, с. 101].

Основными формами агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста являются [1, с. 258] :

1. Физическая агрессия – агрессия с причинением материального вреда объекту злости. Виды физической агрессии :

- Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Например, ребенок ломает постройку из кубиков другого, или мажет красками рисунок другого сверстника.

- Прямая физическая агрессия – это непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы - символическую и реальную. Символическая представлена угрозами и запугиванием (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его); реальная агрессия - непосредственным физическим нападением (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, и пр.).

2. Вербальная агрессия - вид агрессии, представляющий собой выражение негативных чувств к человеку в словесных ответах. Виды вербальной агрессии :

- Вербальная прямая агрессия – это оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные такие «детские» формы прямой вербальной агрессии : дразнилки: («Ябеда – корябеда»); оскорбления («Урод», «Дебил»).

- Вербальная косвенная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях: жалобы, демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Не мешай»); агрессивные фантазии («Я тебя догоню, выброшу твою игрушку», и пр.).

3. Инструментальная агрессия совершается как средство достижения результата. Например, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку.

4. Враждебная агрессия проявляется в :

- Обиде – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

- Подозрительности – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

5. Аутоагрессиянаправленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

Проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста можно наблюдать в основном в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивное поведение применяется в качестве средства достижения конкретной цели. Максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата, после чего агрессивные действия прекращаются [2, с. 497].

Таким образом, агрессия детей старшего дошкольного возраста является актуальной для многих родителей и активно исследуется детскими психологами. Агрессия и агрессивное поведение закрепляются в ходе развития, воспитания ребенка, и их формирование зависит как от окружения, так и от него самого.

Агрессивное поведение старших дошкольников требует своевременной профилактики, а именно планомерного и подконтрольного формирования доверительных и доброжелательных отношений. Семейное воспитание в старшем дошкольном возрасте создает ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивности как черты личности, что обуславливает реальную необходимость в диагностике и коррекции.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте Тема: «Исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте» Актуальность «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,.

Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте. Диалог - форма непосредственного речевого взаимодействия между людьми.

Использование дидактическо-экологических игр в старшем дошкольном возрасте муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области» «Использование дидактическо.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Особенности игр-драматизаций, их содержание в старшем дошкольном возрасте Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее.

Особенности организации предметно-игровой среды в старшем дошкольном возрасте Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым,.

Особенности организации предметно-развивающей среды в старшем дошкольном возрасте При переходе ребенка в старшую группу начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей.

Проект «Лето» в старшем дошкольном возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49» г. Сыктывкара Проект «Лето» в старшей группе.

Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте .

Содержание уголков экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте Задачи: • развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 17 марта 2018 в 12:22
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Трещалина Наталья Геннадьевна (УИ 1510245) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД