надежда савкина
Методика формирования сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия
Воспитатель старшей группы Савкина Надежда Алексеевна
Консультация для воспитателей
Тема: «Методика формирования сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте»
Публикация «Методика формирования сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Учебная и трудовая деятельность ребенка формируется в основном благодаря обучающим воздействиям взрослого. Сюжетно-ролевая игра – деятельность самостоятельная, однако эта самостоятельность относительная. Игровая деятельность может быть сформирована лишь в результате целенаправленного педагогического руководства. В старшей группе оно уже не имеет характера прямого характера прямого обучения. Ребенок обобщает усвоенные способы игрового изображения действительности, переносит их в новые ситуации, изменяет в соответствии с личным опытом и отношением к окружающему. Обучающие функции взрослого меняются на организаторские.
Каковы же методы и приемы педагогического руководства игрой?
Воспитатель организует работу так, чтобы сведения об окружающем создавали в сознании ребенка яркие образы, которые он стремился бы воплотить в игровом действии. При этом у детей формируют чувство коллективизма, четкие представления о доброте, долге, ответственности, взаимопомощи.
Начинать следует с организации игр более близких детям: «Семья», «Детский сад», и др.
В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь, используя наблюдения за окружающим, личные представления и др, самостоятельно строить сложные сюжеты. Но на практике сюжетно-ролевые игры детей нередко бывают однообразны по тематике и неинтересны по содержанию. Дети постоянно воспроизводят в играх одни и те же действия, эпизоды, реплики. Новые игры либо не возникают, либо быстро прекращаются, это свидетельствует о том, что обильная информация сама по себе еще недостаточна для развития игровой деятельности. Нужно научить ребенка переводить на «язык игры» знания, полученные из разных источников. Для этого надо помочь детям определить содержание игры, последовательность действий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействия. Воспитатель должен не только помочь сюжет игры, но и придать ему определенную нравственную направленность.
Одной из форм организации игры являются игры, сюжеты которых созданы по мотивам сказок или рассказов. В такие игры в первую очередь надо вовлекать тех детей, которые затрудняются согласовывать свои действия партнеров, не знает, что от него требуется по ходу игры.
Другая форма организации сюжетно-ролевые игры – игры с предварительным планированием, т. е. когда заранее определяется тема, роли, игровые действия, события и их последовательность. Первоначально это может делать воспитатель, а затем и сами дети. Например, обсуждая с детьми интересующую их тему, педагог может предложить: «Хотите я вам расскажу, как бы я играла в «Путешествие»? Затем он излагает план игры, облегчая детям реализацию игрового замысла.
Рассмотренные формы организации игры характеризуются готовыми сюжетами, дети же приобретают опыт ролевого поведения.
Третья форма организации сюжетно-ролевые игр отличаются от первых двух тем, что определяется только тема («Давайте играть в «Зоопарк»). Сюжет заранее не обговаривается и строится по ходу самой игры. Это требует от каждого ребенка умения развивать сюжет,согласовывать свои действия с действиями партнера. 1-2-ая формы игр способствуют формированию и закреплению навыков совместной деятельности в игровых объединениях ; 3-я-активизирует воображение ребенка, создает возможность для самостоятельного построения новых сюжетов.
Планирование игры и контроль за ее развитием осуществляет либо воспитатель, либо ребенок, хорошо знающий сюжет. Иначе игра распадается, и сюжет самостоятельно развертывается в отдельных группах из двух-трех человек.
Эффективным методическим приемом является совместное придумывание рассказа или сказки, которые потом могут использоваться как игровые сюжеты.
На игровых порах начинать надо с совместного пересказа известного произведения, т. к. придумать новую, детям бывает трудно. («По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк» и т д). Но вначале надо обязательно перечитать сказку, а спустя некоторое время – пересказывать. Воспитатель ненавязчиво руководит деятельностью детей, определяет моменты смены рассказчика, дает наводящие вопросы, напоминает начало нового эпизода.
После совместного пересказа одного – двух произведений целесообразно перейти к совместному придумыванию, причем сначала придумать сказку, похожую на услышанную. Эффективен и подбор новых действий (Красная шапочка берет с собой подругу); новых ситуаций (детям на пути встречается река, и они не знают, как ее перейти). Действенен прием постановки вопрос «Что еще можно отнести бабушке?» - конфеты, лекарство, яблоки и т д. «Кого девочка может встретить в лесу?» - белочку, зайца, медведя и т д.
Интересен и такой прием, когда из разных сказок подбираются два персонажа, противоположные по своим нравственным качествам (добрый и злой, например: Золушка и Змей Горыныч, Мальчик с пальчик и злая колдунья.
Используется также прием преднамеренного изменения ситуации. Например, предложить детям придумать новые события на основе сюжета сказки «Приключения Буратино» : «Дети, а если бы Буратино попал в метро, как вы думаете, что бы он стал делать?» Если дети затрудняются, воспитатель дает несколько вариантов дальнейших ситуаций, а дети выбирают одну из них.
Совместное придумывание сказки и игра в нее воспринимаются детьми эмоционально, вызывают большой интерес. Такая игра протекает динамично, способствует повышению взаимопонимания, делает их общение более содержательно.
При использовании перечисленных методических приемов воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей, уровень их возможностей; привлекать знания, полученные на занятия; использовать опыт их повседневной жизни, наблюдения за окружающим.
Игры старших дошкольников часто бывают длительны по времени. Такие игры очень важны в плане одновременного решения задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Необходимые предпосылки для возникновения длительной игры : наличие у детей умений выбирать тему, распределять роли с учетом возможности желаний каждого участника, продумывать и подбирать игровой материал, устанавливать правила и четко выполнять их. Кроме того, дошкольники должны обладать конструктивными умениями и навыками, которые требуются для изготовления игрушек-самоделок.
В длительной игре возникает вопрос о распределении ролей. Воспитатель привлекает детей к обсуждению кандидатур на обозначенные в игре роли. (Вова буде бригадиром, т. к. он хорошо строит. Никого не обижает, он много знает, не жадный, не драчун, заступится за маленьких.) Такое обсуждение кандидатур показывет ребенку, как важно быть хорошим товарищем, уметь многое делать и помогать другим.
Организуя длительные игры, воспитатель вначале опирается на детей, владеющих игровыми навыками. Постепенно на ответственные роли начинают выдвигать детей застенчивых и менее инициативных. Для того, чтобы помочь им создать авторитет у сверстников, педагог может позаниматься с ним индивидуально, готовя к новой роли.
Практика показывает, что нередко воспитатели уделяют много внимания оснащению сюжетно-ролевой игры, при этом не всегда учитывают особенности игр старших дошкольников. Между тем необходимо учитывать, что у старших дошкольников часто основным при реализации сюжета является воспроизведение взаимоотношений между действующими лицами, а не предметная деятельность людей. Поэтому, отбирая игру воспитатель должен руководствоваться рядом требований: отбирая игрушки, надо стараться, чтобы они были разнообразными по тематике; предлагать все в готовом виде не следует, в их распоряжении должны быть разнообразные предметы, из которых они могли бы что-то сделать сами или использовать вместо игрушки (палочка – шприц, камешек – конфета). Игровой материал должен находиться в доступном месте, чтобы дети смогли взять то, что им нужно в данный момент. Приемы и методы руководства детской игрой должны быть направлены:
1) на формирование игры как деятельности;
2) на использование игры как средства нравственного воспитания и в первую очередь формирования супружеских отношений, а также усвоения детьми норм поведения.