Папки-передвижки

Конспект природоведческого занятия в старшем дошкольном возрасте

Складнева Дарья Сергеевна
Конспект природоведческого занятия в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы

Тема: «Весенний лес»

Цель:

- Формировать представление о состоянии природы весной;

- обогащать и активизировать словарь;

Образовательная область «Познание»

- Показать детям природу в переходном состоянии, когда можно еще наблюдать приметы зимы (лежит глубокий снег, деревья, кроме хвойных, кустарники стоят голые, насекомых не видно, и уже заметны признаки весны (на снегу образовался наст, кое-где видны первые проталины, усилилась капель с крыш, оживленнее стали птицы, из шишек ели высыпаются семена).

Публикация «Конспект природоведческого занятия в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

- Упражнять детей в умении различать деревья.

- Вызвать у детей чувство радости от встречи с лесом, усилить их эстетические переживания.

Воспитательная:

Воспитывать у детей любовь к природе родного края.

Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Активизировать словарь детей по теме «Весна» : Наст, хвоя, проталины,мох.

Методы и приемы: Наглядный; Информационно - рецептивный - совместная деятельность педагога и ребенка, исследовательский, практический-труд в природе; Словесный – рассказ, пояснение, загадка, художественное слово, рассматривание, сравнение.

Предварительная работа: ежедневные наблюдения на участке, чтение рассказов о природе, загадки, народные приметы, составление коротких описательных рассказов, беседы, рассматривание иллюстраций; картин с изображением ранней весны в лесу.

Подготовка экскурсионного снаряжения:

Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка;

Перчатки, грабельки;

Корзиночки для шишек.

Организационный момент перед отправлением на экскурсию в группе. Воспитатель: - Ребята, где живут сказки?. (ответы детей)

Я тоже считаю, что сказки могут поселиться в самых разных местах. И,

наверное, многие из них живут в лесу. Сегодня мы пойдем в лес, в гости

к сказке. Послушайте стихотворение:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась. (Ф. Тютчев)

Я предлагаю вам, ребята, по дороге в лес, на лесной поляне быть очень внимательными и постараться заметить улыбки весны.

По дороге в лес:

Определить с детьми состояние погоды (тепло - холодно, солнечно-пасмурно, тихо-ветрено, рассмотреть во что одеты дети. Поощрять детей, замечающих приметы - улыбки весны (капель с крыш, гомон птиц, проталины у дороги, яркое солнце)

Ход мероприятия: 1 часть

В лесу:

Воспитатель:- Здравствуй, лес! Здравствуй, сказка!

Как легко и приятно здесь дышится! Как чист и свеж лесной воздух! Давайте подышим чистым воздухом, ароматом сосен и елей, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.

Воспитатель: - Из-за гор, из-за морей

Мчатся стаи журавлей

Ручейки в лесу поют

И подснежники цветут.

- Скажите, когда это бывает? (Весной)

- Ребята, мы пришли в лес наблюдать признаки весны.

2 часть. Коллективное наблюдение

Вместе с детьми выбрать удобную поляну.

Остановиться, чтобы показать детям изменения в лесу с приходом весны. Предложить детям полюбоваться красотой леса, замечает, как хороши сосны, ели на фоне голубого неба и еще белого снега.

Воспитатель: - Ребята, послушаем лес,. Что вы слышите?

(слышен шелест ветвей, голоса птиц - каких?

(спросить каждого ребенка, положительно оценить и обобщить ответы детей). Подметить еще раз, как в лесу светло и красиво, как чист и свеж лесной воздух!

Воспитатель: - Ребята, а видны ли в лесу признаки весны?

Посмотрите, снег покрыт твердой корочкой - настом, значит сюда уже заглядывало солнце, пригревало снег своими лучиками.

На что похож сейчас снег? (рассуждения детей)

-Он как ледяное кружево. Возьмите осторожно кусочки наста и посмотрите сквозь него на небо, на солнце, только близко к лицу не подносите. Чуть дальше, осталась и примета зимы, посмотрите,там лежит глубокий снег, в то место солнышко заглядывало мало и он еще не растаял.

Воспитатель: - Ребята, что не пускает в лес солнце?

Дети: - Ветки деревьев.

Воспитатель: - Давайте наблюдать за ветками сосны и ветками ели. Сравним их. Сосны очень высокие деревья, тянутся высоко к небу, и ветви у этого дерева большие и крепкие. Посмотрите, у ели ветки покороче. На ветвях сосны и ели иголки, они называются хвоя, у сосны хвоя длиннее. А вот, пахнут они одинаково, почувствуйте аромат сосны и ели.

Как называются иголки этих деревьев? (хвоя)

Воспитатель: - Ребята, на нашей поляне много солнца.

Как можно узнать, что весеннее солнце стало пригревать сильнее? (помочь с ответом)

- Можно потрогать стволы деревьев, нагретые солнцем. Давайте подойдем к сосне и убедимся в этом.

- А еще можно увидеть проталины, это дорожки,где уже растаял снег от весеннего солнышка. Вот эта тропинка, на которой уже мало снега.

Как она называется?

Дети: - Проталина

Воспитатель: - Вот мы слушали, что лес рассказывает, а ведь лесную книгу можно еще и прочитать. Посмотрите на снег, что вы видите?

Дети: - Следы птиц, людей, тонкие и толстые веточки, кусочки коры, местами снег почернел от еловых иголок - опадает сухая хвоя с деревьев (воспитатель конкретизирует, помогает с ответами).

Воспитатель: - А это что? Похожи на маленькие крылышки. Постарайтесь и вы, ребята найти такие же крылышки, а я расскажу еще об одной примете весны.

Продолжить после того, как дети соберутся возле воспитателя.

- Эти крылышки - семена ели. Рассмотрите их внимательно, какие они?

Ранней весной семена ели высыпаются из шишек и разлетаются по

всему лесу.

- Ребята, что помогает им перелетать?

- Давайте посмотрим вокруг, а вдруг нам удастся увидеть как

летят семена-вертушки.

- А вы знаете, в лесу до еловых семян много охотников.

- Кто бы это мог быть?

Это и белки, и дятлы, и клесты. Прислушаемся еще раз к голосам птиц.

Конечно, как и в городе, птицы стали оживленнее, больше поют.

Воспитатель:- Ребята, ель или сосну вы в любое время узнаете, ни с чем не спутаете. А другие деревья вы узнать можете? Назовите, что еще растет вокруг нашей поляны.

Дети: - Березы, Рябина и т. д.

- Кустарники узнать еще трудно. Вот это - молодая рябинка. Она

похожа на кустарник. Мы ее внимательно рассмотрим, веточки, почки,

из которых скоро появятся зеленые листочки.

Воспитатель: - Ребята, сейчас, понаблюдайте, что у нас растет под ногами.

- Это мох (показать, дать возможность потрогать, определить цвет)

Самостоятельное наблюдение «Что находится под землёй».

Задание: (совместная деятельность воспитателя с детьми)

- Ребята, осторожно отогните мох, посмотрите корни трав, кустарников; посмотрите, корни некоторых деревьев глубоко в земле; затем осторожно прикрыть мхом землю.

При возможности показать детям, что корни деревьев сплетены между собой, поэтому деревья в сильный ветер стоят в лесу крепко, не падают, а опавшая листва с лиственных деревьев будет хорошей подкормкой земле.

Воспитатель: - Мы наблюдали за деревьями и растениями леса, а сейчас поиграем. Подвижные игры: «Раз, два, три - к дереву беги!»;

«Кто внимательнее». (Трава – присесть, кустарник – встать, дерево – встать на носочки и потянуться.)

Цель: Воспитывать внимание, развивать двигательную активность всех детей ; Закреплять знания детей о разнообразии деревьев в лесу.

3 часть. Заключительная

Сбор шишек, кусочков опавших веточек, сосновых иголок, мха для коллекции «Чудесный лес».

Собранный материал сортируется, раскладывается по папкам, корзинкам.

Игра: ««Узнай по запаху».

Цель: Закрепить название деревьев, умение детей находить отличительные особенности деревьев, кустарников, растений леса. Воспитывать память, трудолюбие.

Подводится итог мероприятия

Воспитатель: - Ребята, мы совершили экскурсию в сказочный, весенний лес. Наблюдали, за пробуждением природы с наступлением весны, за деревьями и растениями, любовались красотой весеннего леса, дышали свежим, весенним воздухом.

А сейчас мы попрощаемся с весенним лесом. Оглянитесь вокруг. Постарайтесь запомнить, что вы увидели. А в группе все, кто хочет, нарисуют лесную сказку. До свидания, лес, до новой встречи!

Работа после экскурсии

Изготовление поделок из природного материала

Экологические игры: «Кто где живёт», «Угадай по описанию»

Чтение художественной литературы «Разговор деревьев» М. Пришвин

Свои чувства, любовь к природе дети выражают в рисунках и поделках из природного материала.

Публикации по теме:

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте «Удивительная соль» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте «Удивительная соль» Цель: Создание социальной ситуации.

Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте посредством исследовательской деятельности ВВЕДЕНИЕ Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Экологическое воспитание значимо при личностном.

Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков всегда будут стоять на первом месте в воспитании личности ребенка и подготовки его.

Конспект ОД по гражданско-правовому воспитанию в старшем дошкольном возрасте «Я имею право на имя» Цель: познакомить детей с правом на имя Задачи: 1. Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя; 2. Помочь детям в.

Конспект развлечения в старшем дошкольном возрасте ко Дню пожилого человека «Нам года — не беда» Конспект развлечения в старшем дошкольном возрасте ко Дню пожилого человека «Нам года – не беда»Цель: Воспитание у детей уважения, любви,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте «Цирковое представление» Конспект занятия по образовательной области: познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста. автор: воспитатель МДОБУ.

Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр творчества»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр творчества» Большое внимание уделяется предметно развивающей среде. Создаются разные центры детской деятельности. Одним из значимых для детей - это.

Применение подвижных «дворовых» игр в старшем дошкольном возрасте В каждом маленьком ребенке И мальчишке и девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже полкило! Должен он бежать и прыгать Все хватать,.

Развитие творческого мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте Формирующаяся личность ребенка – это сложная система, в которой дифференцируются и интегрируются все психические явления, которые развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект природоведческого занятия в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 30 октября 2018 в 19:40
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект природоведческого занятия в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Складнева Дарья Сергеевна (УИ 1498124) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД