Елена Павлова
Зима в природе. Занятие по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи детей старшей группы комбинированной направленности № 12 по теме «Зима в природе».
Составила воспитатель Павлова Е. В.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить и обобщить знания о временах года;
-активизировать словарь и расширить знания о характерных признаках зимы в природе;
-учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
-закрепить правила употребления предлога «на»;
Коррекционно-развивающие :
Публикация «Зима в природе, Занятие по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развивать у детей фонематический слух и восприятие;
-совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику;
-развивать коммуникативные и речевые навыки;
-развивать внимание и память детей.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
-воспитывать у детей усидчивость, умение слушать педагога и товарищей.
Материал к занятию :
Использование ноутбука, для презентации слайдов по теме «Зимушка-зима» и «Сказка зимнего леса», сборник загадок, набор картинок «Зимние забавы», комочки ваты для всех детей, белая гуашь, влажные салфетки, лист бумаги с нарисованным зимним сюжетом.
Ход занятия:
Организационный момент. Фонетическая гимнастика.
-Вот вечер наступил и вьюга завывает. Сначала тихо: у-у-у, потом громче – у-у-у и громче – у-у-у, и совсем громко у-у-у.
Первая часть:
1. -Отгадайте мою загадку.
Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту (снег). Игра «Сдуй с ладони снежок (ватка)». Почему тает на ладони снег? Когда с неба падает снег? Сколько времён года вы знаете? Посмотрите, что же происходит в природе зимой (презентация).
Сегодня мы вспоминаем об одном удивительном явлении природы, отгадайте о чем пойдет речь:
Пухом землю замело-
За окном белым – бело
Эти белые пушинки
Не годятся для перинки.
Ответы детей: снег, снегопад, снежинки.
2. Игра «Подбери слово-признак».(Расширение активного словаря). Молодцы, это все снег. У слова снег есть много родственников, т. е. слов, которые очень похожи на него.
-Ребята, вы видите снег на улице, а какой он? Кто может описать его с помощью слов- признаков? (холодный, легкий, мокрый, белый, пушистый, липкий, красивый, мягкий, колючий, скрипучий, искристый, сыпучий).
3. Игра «А что вчера?» (Развития лексико-грамматической стороны речи).
-Сегодня снег блестит, а вчера (блестел)
-Сегодня снег падает, а вчера …
-Сегодня снег тает, а вчера …
- А что еще может делать снег? (летит, падает, кружится, хрустит, сыплет, сверкает, скрипит, идет, тает).
4. Показать детям набор картинок из серии «Зимние забавы».
«Белый снег пушистый в воздухе кружится. И на землю тихо падает, ложится». Много снега намело, огромные сугробы, что же нам с ним делать, что из снега можно построить зимой? (играть в снежки, построить снежную крепость, кататься на горке, на лыжах, санках, залить снег водой для катания на коньках).
5 Физкультурная минутка: «Снежинки»
Снежинки пуховые, веселые, живые (взмахи руками)
Вы кружитесь, летаете в молчании лесном (кружатся на месте)
И землю устилаете блестящим серебром (присесть, накрыть голову руками).
Вторая часть:
1. Игра «Подбери слово».
Снежный – ком, дом, лес.
Снежная – погода, зима, дорога.
Снежное - покрывало, небо, утро.
Снежные – поляны, дома, облака.
2. Изодеятельность.
Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне, посмотрите на зимний рисунок, что вы на нем видите? (зима, скамейка, дом, елка, луна, собака, дерево, пенек, сугроб).
- Правильно – это зимний пейзаж, а мы нарисуем сейчас на нем снегопад.
Пусть ваши пальчики превратятся в маленькие белые снежинки и опустятся на рисунок. ( пальчиковое рисование белой гуашью: дети рисуют пальцем снежинки в любом месте рисунка).
3. Использование предлога «на» в речи.
-А теперь посмотрим, где на нашей картине лежит снег: на крыше домика, на лапах елки, на пенечке, на ветках деревьев, на скамейке.
4. На нашей картине не просто снег, а настоящий снегопад. А каких родственников у слова «снег» можете назвать? Для подсказки я могу дать загадки:
Тихо, тихо, как во сне падает на землю (снег)
С неба падают пушинки – серебристые … (снежинки)
На дорожки, на лужок запорхал кругом … (снежок)
Вот веселье для ребят – все сильнее … (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки)
На снегу-то, посмотри-с красной грудкой (снегири)
Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик)
Рядом снежная фигурка – это девочка- (снегурка)
Итог занятия :
А теперь напомните мне ребята, о чем же мы говорили на занятии? (отгадывали загадки, подбирали слова-признаки, рисовали зимнюю картину, искали родственников к слову «снег», познакомились с приметами зимы).
Почему так говорят: «скатерть бела, всю землю одела». Молодцы ребята, хорошо поработали, много интересного узнали, и у меня есть для вас сюрприз: презентация слайдов «Сказки зимнего леса».