Татьяна Малышева
Контрольно-учетное занятие по развитию речи в старшей группе «Весна. Изменения в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать развивать речь детей и обогащать словарный запас, являющийся важным условием успешности ребенка в интеллектуальном и социальном развитии.
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, продолжать составлять предложения, закрепить правильное, отчетливое произношение звуков, формировать умение составлять небольшие рассказы.
Развивающие :
Публикация «Контрольно-учетное занятие по развитию речи в старшей группе „Весна, Изменения в природе“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
развивать общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление, инициативу и самостоятельность.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение друг к другу; формировать навык сотрудничества.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Методические приё мы:
вопросы, загадки, рассматривание картинок, игры, рассказ по картинке, сюрпризный момент, художественное творчество: коллективная аппликация, физкультминутка.
Материалы и оборудование:
макет березки и листочки, набор аппликаций по теме «Весна», мячик, картинки с изображением животных, птиц, цветов, весенних месяцев.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое сегодня чудесное весеннее утро
Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу, птицам.
Послушайте стихотворение-загадку.
Светает рано по утрам, проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь со снежной встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает. Когда это бывает?
Дети:
- Весной.
Воспитатель:
- Ребята весна долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне. Какая она?
Посмотрите, какая березка здесь стоит, но она без листочков.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с вами оденем нашу берёзку и посмотрим, какой она станет. За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький листочек, а вы будете наклеивать ее на берёзку.
(На ствол березки с веточками, дети прикрепляют по одному листочку, за каждый правильно названный признак весны).
Воспитатель:
Какая весна?
Дети:
- веселая, красная, добрая, солнечная, тёплая, красивая, зелёная, ясная и т. д.
Воспитатель:
- Посмотрите, как зазеленела наша березка. Она покрылась листвой.
Значит, вы знаете много слов о весне.
Вставайте все в кружок, мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово»,
только это слово должно быть обязательно «весенним» (игра с мячом).
Весной солнце (греет, припекает, ласкает.)
Весной сосульки под солнцем (тают, капают.)
Весной сугробы от солнечного тепла (оседают, тают.)
Весной на деревьях почки (набухают, лопаются.)
Весной ручьи (бегут, журчат, звенят.)
Весной птицы (возвращаются, прилетают.)
Весной птицы гнёзда (вьют, строят, делают.)
Весной лёд на реке (тает, трещит, ломается, плывёт.)
Весной на проталинах первые цветы (появляются, расцветают)
Весной травка (пробивается, растёт, зеленеет.)
Воспитатель:
Давайте вспомним, какое время года было перед весной? Будет после? Назовите 1-ый месяц весны? 3-ий месяц? Какой месяц находится между мартом и маем? Какой месяц впереди апреля? Мая?
Воспитатель:
• Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и конец весны. Как вы думаете, в каком месяце какая весна? Сейчас мы рассмотрим иллюстрации, и попытаемся определить, к какому периоду весны они относятся. Почему вы так думаете? (дети называют их и объясняют, почему они так думают).
• - В жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают иллюстрации с изображениями животных, и рассказывают: весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней)
• - Птицы: кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из тёплых стран, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их. (Рассматривают изображение птиц)
• Весной появляются цветы, их называют первоцвет. Давайте посмотрим на иллюстрации и назовём их. (Рассматривают разные весенние цветы - подснежник, мать-и-мачеха, медуница).
Дети, а вы знаете, что нельзя срывать цветы, можно только любоваться их красотой.
Дети: да, мы знаем.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас приглашаю на полянку отдохнуть.
Физкультминутка
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Воспитатель: Какие вы все молодцы.
Я вам предлагаю поиграть еще в одну очень интересную игру:
Игра «Назови ласково».
Солнце – солнышко
Лист – листочек
Лужа – лужица
Сосулька – сосулечка
Капля – капелька
Ручей - ручеёк
Дерево – деревце
Туча – тучка
Цветок – цветочек
Трава – травушка
Воспитатель: - Молодцы ребята.
Ну а сейчас, мы пройдем с вами в нашу творческую мастерскую и выполним коллективную работу. Соберем картинку о весне. Посмотрите, чего не хватает, что бы картинка была законченной?
(листочков, цветочков)
Перед вами на столе лежат уже готовые вырезанные заготовки. Мы сейчас вместе закончим картину. Но для начала я хочу напомнить, что наклеивать нужно аккуратно, правильно располагать цветочки, листочки, и птиц. Итак, приступаем к работе.
(На столе лежат ватман, вырезанные картинки, клей, кисточки, салфетки. Дети собирают весеннюю картину и составляют рассказ).
- Молодцы, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась.
Ребята, а как мы ее можем назвать? (Ответы детей). Почему?
(Солнышко ярко светит, на деревьях появились первые листочки, расцвели первые цветы, прилетели птицы). Молодцы вы очень постарались.
Ребята эту весеннюю картину, я предлагаю повесить в нашей группе.
За ваши старания и знания весна прислала вам небольшие подарки, это раскраски о весне.
Дети: Спасибо.
Воспитатель:
Ребята, а что вам больше всего запомнилось, что понравилось?
Дети:
- Говорили о весне, о животных, птицах, цветах (какие цветы)
- Берёзу одели листочками.
- Играли с мячом, (называли весенние признаки)
- Изготовили весеннюю аппликацию.
- Составили рассказ. Воспитатель: Сегодня вы порадовали меня своими знаниями. Желаю вам всем весеннего настроения.
Список используемой литературы:
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.
М. : Просвещение, 1999г.
2. Варенец Н. С. «Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов:
для занятий с детьми 3-7», М. : Мозаика-Синтез, 2009г.
3. Ушакова О. С., Струнина У. М., Шаврина Л. Г. – Развитие речи и
творчества дошкольников. – ТЦ «Сфера»,2010г.