Наталия Грибкова
Опыт работы по реабилитации и социализации детей и подростков средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы по реабилитации и социализации детей и подростков средствами музыки.
«Я был бы огорчён, тем, что моя музыка доставляет
людям только радость и удовольствие, я бы хотел,
чтобы они находили в ней поддержку и утешение».
П. И. Чайковский.
Публикация «Опыт работы по реабилитации и социализации детей и подростков средствами музыки» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Интенсивное развитие инновационных технологий призвано качественно решать задачи оказания помощи детям-инвалидам, несовершеннолетним ребятам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, семьям с детьми.
Распространение новых социальных технологий и методических разработок имеет целью сделать опыт по реабилитации и социализации детей средствами музыки общим достоянием всех специалистов социальной службы.
Сегодня наиболее актуален выбор оптимальных технологий, подбор музыкального материала, которые обеспечивают полноценное решение проблемы повышения эффективности социальной работы.
Специфика музыкального реабилитационного воздействия предполагает соблюдение основополагающего принципа – принципа комплексного, мультидисциплинарного подхода, открывающего специалисту неограниченные возможности для профессионального творчества, поиска новых путей и методов.
Восприятие музыки способствует освобождению от внутреннего напряжения, оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, стабилизирует психические процессы: снимает раздражительность, возбудимость, агрессию.
Специально подобранная классическая музыка и произведения современных авторов, используемые в процессе различных видов музыкальной деятельности, способствуют решению многих задач: помогают детям самоутвердиться, повысить самооценку, преодолеть неуверенность.
Музыка – это тот фон, создающий большие возможности для укрепления физического и нравственного здоровья, нормализации жизнедеятельности ребенка в социуме, способный преодолевать барьеры в образовательной деятельности. Музыка, песни, танцы, драматизации, музыкальные игры развивают активность, инициативность, жизненный оптимизм детей.
Использование педагогических технологий помогает решать многие задачи в реабилитации и социализации детей и подростков.
Педагогическая технология «Мир звуков вокруг нас» развивает интерес к окружающему миру музыкальных и немузыкальных звуков, обогащает сенсорный опыт, музыкальные впечатления, развивает эмоциональные реакции малышей.
Дидактические и диагностические игры («Посуда убежала», «Посидим, помолчим, послушаем», «Отгадай, на чём играю?», «Звучащая коробочка», «Что за зверь?», «Волшебные колокольчики», сказочки-рычалки «День рождения цыпленка» Н. Грибковой, «Трусливый заяц» Е. Железновой и др.) на основе сенсорного воспитания М. Монтесори, способствуют развитию речевой и сенсорной культуры, созданной человечеством, формируют деятельность органов чувств. Диагностика выявляет положительную реакцию детей на звуки и музыку в естественной, игровой форме, определяет динамику развития.
Музыкально-игровые занятия - «На бабушкином дворе», «Путешествие в Простоквашино», «Кого встретил колобок?», «Три медведя» и др. учат ребят узнавать звуки, издаваемые животными, воспроизводить их, различать образы животных по звучанию музыки в разных регистрах. Играя, ребенок развивает коммуникативные навыки, старается перевоплотиться, передать характер, голос и жесты своего персонажа. Темброво-шумовой аккомпанемент под музыку «оживляет» героев сказок, активизирует детей с низкой речевой и двигательной активностью.
Педагогическая технология «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку» помогает погрузиться в эмоциональное настроение, навеянное музыкой, скоординировать психо-эмоциональное состояние ребенка, воспитывает волю и дисциплину, развивает математические способности, воображение и музыкальную память, речевой и двигательный потенциал, подводит к начальной ступени музыкально-художественной деятельности. Двигательные импровизации под звуки музыки Ф. Шопена, Дж. Дассена, Сен-Санса, П. Чайковского с различными предметами: лентами, шарфами, звёздочками и т. п. доступны в различных формах всем детям, в том числе колясочникам.
Педагогическая технология – «Рисование музыки» - с использованием классической музыки: П. Мариа «Мир фантастики», Сен-Санса «Аквариум», «Лебедь», Э. Грига «В пещере горного короля», «Утро», П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Мама» и др. вовлекают ребят в удивительный творческий процесс, помогают разнообразными красками изобразить окружающий мир и свое отношение к нему.
Рисунки детей Центра «Родничок», выполненные под музыку, отличаются особой выразительностью, чувственностью и систематически получают награды на конкурсах и фестивалях.
Педагогическая технология «Развитие творческого воображения» играет особую роль в связи с выразительностью музыкального языка, образностью музыкального повествования. Музыкальные образы невозможно увидеть, невозможно потрогать, их можно представить в своём воображении, услышав музыкальные звуки. Дошкольники, опираясь на образный и действенный характер мышления, склонны к фантазированию при создании игровых образов, которые постепенно усложняются и обогащаются.
Реабилитационная технология «Мозартика»
Особо позитивное влияние на детей с особенностями в развитии: синдром Дауна, аутизм, ЗПРР, с проблемами общения, проблемами взаимодействия с родителями, оказывает игра «Мозартика». Учебное пособие «Космос» вовлекает детей в путешествие, открывает возможность передать картину мира и свое отношение к нему, найти верных друзей, проявить творчество и фантазию, выразить свои чувства и ощущения в космических образах под звуки музыки К. Дебюсси «Лунный свет».
Начинается путешествие в Космос с кинезиологического упражнения под условным названием «Ожившая Планета» (м. С. Никитина «Под музыку Вивальди») с целью развития межполушарного взаимодействия. Складывание пальцев в целительные фигурки в сочетании с музыкой и незамысловатым рассказом вызывает у всех детей интерес и желание поиграть своими пальчиками.
Каждая композиция, выполненная из фантазийных фигурок, имеет своё название: «Веселая планета бабочек и птиц», «Планета веселых роботов», «Планета Немиро», «Небоскрёбы Галактики» и т. д. кроме того сопровождается рассказом о событиях, произошедших на разных Планетах.
Действенную помощь в процессе коррекции психо-эмоционального состояния детей, развития двигательных навыков призваны сыграть танцы, хороводы и музыкальные подвижные игры, требующие от ребенка подчинения определенным правилам, согласованности действий с музыкой, партнерами, педагогами, закрепляют коммуникативные формы общения, вызывают желание лидировать, доводить игру до конца и получить поощрение. Современные методические программы: «Музыкальная мозаика» А. И. Бурениной, «Коммуникативные танцы» Т. А. Суворовой, «Музыка с мамой» Е. Железновой и другие широко используются в повседневной работе с детьми.
Музыкальные игры и хороводы «На горе-то калина» р. н. п., «По малину в сад пойдём» м. А Филиппенко, «Мамины помощники» Е. Железновой и многие другие, в которых музыка и пение связаны с определённым содержанием и действиями, вводит ребенка в повседневные бытовые ситуации. Кроме того, помогают организовать детей с повреждённой моторикой. В случае перевозбудимости, ребят успокаивает игра «Воробей, чирикни!», «Пройдём между листиками», игровые песенки-релаксации. При слабой концентрации внимания – «Отгадай, кого нет?».
Музыкальные игры: День рождения цыплёнка», «Музыкальный магазинчик» м Р. Паулса и другие упражняют детей в культуре общения, снижают агрессию, апатию, стремление к уединению. Музыкальные игры, сказки использованием образов животных, учат доброте, вниманию и доброму отношению к живой природе.
Моделируя жизненные ситуации в экологической сказке «Сказка матушки-Природы», я даю ребятам возможность самим найти правильные формы поведения в лесу, в парке, на водоёмах и реках - основные условия сбережения родной природы, бережного отношения к ней, что имеет особое звучание как и тематика экологического возрождения России в целом.
Процесс социальной реабилитации невозможен без активного потенциала самого ребенка.
Умение четко, ясно сформулировать и высказать мысль, контактировать в обществе, выполнять определённые функции и обязанности невозможно без овладения ребенком грамотной, выразительно окрашенной речью. Эмоционально раскрашенная речь, пение не только учит осознанно воспроизводить свои эмоции, но и открывает возможность понимать эмоциональное состояние других людей. Выразительная, эмоционально раскрашенная речь является следствием правильного развития голосового аппарата, артикуляционных и мимических мышц во время пения имеет тесную взаимосвязь с выразительностью и ритмичностью движений.
Движения рук помогают ребенку осмыслить выразительность интонации, высоту звучания голоса и закрепить их двигательной памятью. Таким образом, пение, разучивание стихов и ролей в музыкальных сказках в сочетании с использованием мелкой моторики пальцев, рук и ног способствуют восстановлению нарушенных нервных связей, активизируют умственные процессы, укрепляют разные группы мышц, в том числе позвоночник и опорно-двигательный аппарат в целом. Музыкальные игры: «В гости к бабушке», «В доме моём» Т. Боровик, серия «Пальчиковые игры» Е Железновой, «Кукляндия» М. И. Родиной помогут педагогам и родителям в весёлой и увлекательной форме развивать детей.
Особое значение музыки проявляется в привлечении ребят к участию в праздниках и досугах с использованием методик телевизионных передач – «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?», «Угадай мелодию» и т. п. Содержание этих передач расширяет кругозор, развивает интеллект, выявляет интересы каждого ребенка. Участие в таких играх повышает личностный статус ребенка, развивает возможности развития всесторонних ориентиров в окружающем мире.
Привлечение родителей детей-инвалидов к участию в занятиях и праздниках – важнейшее звено реабилитации семьи, воспитывающей особого ребенка. Музыка и совместные игры, забавы, увлечения оказываются мощным стимулом для сплочения семьи общими эмоциональными переживаниями. Эта деятельность способствует открытости и искренности в обмене мнениями, пониманию семейных проблем, преодолению разобщенности и замкнутости семьи.
Сотрудничество детей, родителей и педагогов на праздниках: «День матери», «Мастер-класс», «Широкая Масленица», «На ярмарку с мамой» и другие, с привлечением родителей к участию в художественно-музыкальных композициях, открывает путь к полноценной жизни семьи, к правильному выбору жизненных ориентиров, ведёт в взаимопониманию и укреплению семейных отношений. Интересные совместные работы родителей и детей представляются на выставках, украшают интерьеры нашего Центра, дарятся в торжественные моменты гостям.
В реализации развивающих технологий помимо музыкального руководителя принимают активное участие педагоги-дефектологи, воспитатели, психологи, логопеды, руководитель изостудии. Важным условием становится организация в группе, а по возможности и в семье, музыкальной зоны, уголка для слушания музыки с музыкальным центром с кассетами и дисками. Качественные музыкальные записи, портреты композиторов, наглядный и дидактический материал, хорошо иллюстрированные книги, альбомы, репродукции картин, различные атрибуты настраивают детей на творческую деятельность.,
Таким образом, музыкально-игровые занятия, досуги, праздники на эмоциональном уровне дают возможность детям почувствовать себя равноправными партнерами, закрепить положительный опыт, ощутить себя полноценными людьми. Музыка вызывает душевный подъём, чувство удивления и восхищения, желание стать лучше, совершеннее, преодолеть свой недуг.
Праздники, творческие встречи с профессиональными и самодеятельными артистами, воспитанниками детских учебных учреждений, экскурсии и путешествия, как одно из направлений соцкультурной реабилитации, создают социально-значимые связи, определенное количество хороших друзей, помогают развитию и установлению эмоциональной стабильности каждого ребенка.
Выступления учащихся Детской музыкальной школы №1 г. Реутова, Детского фольклорного ансамбля «Росинка», проведение «Праздника книги» в детской библиотеке нашего города всегда являются особыми событиями в жизни ребят Центра «Родничок».
Именно музыкальные и культурные контакты создают более высокий уровень результативности реабилитационной работы с детьми.
Результаты музыкальной реабилитации определяются сетевой диагностикой, позволяющей получить полное представление о ребёнке, его проблемах, его возможностях и наметить индивидуальный маршрут развития.
Ира (11 лет, ДЦП, ЗПРР) посещает Центр 6 лет. Любит музыку, старается чисто интонировать мелодии песен, быстрее запоминает тексты песен, чем стихов. В индивидуальных и групповых занятиях основной акцент направлен на развитие музыкально-ритмических движений: упражнения с предметами, элементы аэробики у станка, сидя и лёжа. На конкурсе «Поём под караоке» Ира при исполнении песен («Расскажи, Снегурочка», «Если добрый ты» и т. п.) набирает 80-90 баллов. В то же время Ира не любит учиться, с трудом читает, отказывается писать, выполнять домашние задания. Пришлось с Ирой и учительницей заключить договор, что если она будет прилежно заниматься, то будет посещать музыкальные занятия дополнительно. В данный момент отказа от учебы нет. Музыка, как психологический стимул, явилась мотивацией к прилежной учёбе.
Майкл (5 лет, гиперактивносить) приходя в музыкальный зал, бесцельно бегал, хватал и бросал всё, что попадётся под руки, особенно ребёнка заинтересовала гитара. Он садился и начинал «играть» и подпевать. В данном случае занятие с ребенком начиналось с «игры» на гитаре, затем вокруг него водили хороводы, привлекали к движениям согласно тексту песни. Постепенно ребенок включился в хоровод вместе с детьми, стал подпевать, ритмично отбивать ритм. Во время музыкальной игры стремится к главной роли. Различает музыку «Медведь» и своевременно начинает выразительно изображать медведя, ориентируется в зале, находит свой домик. В данном случае действия с гитарой направило энергию ребенка в нужное направление, настроило на дальнейшее взаимодействие с педагогом и сверстниками, способствовало коррекции психо-эмоционального состояния ребенка.
Илья (5 лет, аутизм) первый год посещения Центра не реагировал на обращения педагога, на каждом занятии его водили, двигали его руками, стимулировали контрастной музыкой. Постепенно он стал смотреть на предложенную игрушку, узнавать её песенку, улыбаться. В какой-то момент он спел маме с точным ритмом припев песни Хрюши: «Па-па-па, па-ра, па-па» и притопывал в такт ногой. Я догадалась, что он скопировал как я пою и нажимаю ногой педаль. Постепенно Илья, проходя мимо зала, заглядывал и пропевал этот припев, стал подпевать ребятам в группе. Мы надеемся, что пение станет той ступенькой, которая поможет ребенку осваивать речь.
Аня (5лет, аутизм) При первых посещениях музыкальных занятий не смотрела на педагога, не реагировала на обращения и игрушки. В результате постоянного присутствия на занятиях, стала поглядывать на меня (когда я на неё не смотрела, понемногу открывать рот во время пения других детей, выходить играть с ребятам. Под моим взглядом «закрывалась», уходила в себя. Боковым зрением наблюдала за ребенком и заметила, что она стала подпевать, робко участвовать в игре с музыкальными инструментами. А однажды на празднике вовремя игры громко рассмеялась. В результате трёхлетней комплексной работы со всеми специалистами, в данный момент ребенок учится в общеобразовательной школе.
Светлана (4года) На первом этапе ребенок прислушивался, потом начинал беззвучно артикулировать, произносить отдельные слоги, слова, прислушиваться к звучанию своего голоса, подстраиваться под ритм и высотность пения педагога. Постепенно начала петь в ансамбле с другими детьми и соло.
К празднику «Мамин день» по мотивам народной сказки «Волк и семеро козлят» был поставлен мюзикл «Лесная сказка». По сценарию Волк был добродушным соседом, у которого болели зубы, а козлята вначале шутили над ним, а затем помогли вылечиться. Таким образом, помимо музыкально-творческих задач, предусматривалась цель – привитие санитарно-гигиенических навыков, здорового образа жизни и культуры общения.
Героями сказки были ребята. Самой младшей Насте было 3 года (синдром Дауна, она с удовольствием позволяла себя таскать, прятать в короб и печку. В дальнейшем стала активной, музыкально развитым ребенком с положительной перспективой в развитии.
Роль козочки – Болтушки выбрала Алина (6лет, ДЦП) девочка очень музыкальная, эмоциональная с хорошей памятью. Даже в гипсовых сапожках не пропускала занятий и репетиций. По словам мамы, выучила всю сказку наизусть и дома разыгрывала перед родителями все роли. Ввиду болезни девочки, которая исполняла довольно сложную роль Лисы, предложила эту роль сыграть Алине. За две репетиции Алина вошла в новый образ, сыграла так выразительно и эмоционально, что её выступление, включающее тексты, песни и танец, стали украшением всего спектакля. В настоящее время Алина успешно учиться в общеобразовательной школе, готовится к поступлению в ВУЗ и помогает маме воспитывать ещё двоих детей. На юбилее 15- летия Центра «Родничок» выступила со словами благодарности ко всем специалистам, чем вызвала слёзы радости и бурю апплодисментов.
В заключение можно порекомендовать следующее: создавайте для ребят атмосферу радости, удивления и восхищения добрыми делами, хорошими поступками, верными друзьями и прежде всего музыкой. Атмосфера любви не требует больших материальных затрат, но требует полной отдачи душевных сил, тепла и ласки, которая так необходима всем детям, а больным тем более. Пусть музыка вам и вашим детям несёт радость, заряжает энергией, способствует нравственному и физическому здоровью.