Лидия Кудрявцева
Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы
▼ Скачать + Заказать документы
«Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы»
Методическая разработка
по профилактике асоциального поведения подростков
Пояснительная записка
Жизнь – царство красоты. В этом нас убеждают философы и поэты, художники и музыканты, писатели и актеры. Но почему тогда в этой жизни человек так много страдает и мучается? Почему растет количество разочаровавшихся в жизни, а вместе с этим – и количество заболевших депрессией и пытающихся свести счеты с личной жизнью?
Публикация «Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Девиантное поведение
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Когда человек теряет способность любить жизнь и радоваться ей, врачи ставят диагноз – невроз, который может принимать тысячи обличий. Обычно начинаясь с пониженного фона настроения, он потом начинает оказывать разрушительное действие на весь организм.
Одной из отличительных черт невротика, как отмечается многими психологами и психотерапевтами, является его не насыщаемая потребность в любви и одобрении. Как в детстве ребенок хорошим поведением стремится «заработать» любовь своих родителей, так во взрослом состоянии многие невротики без устали ищут разного рода награды и поощрения. Из чувства неуверенности в себе у невротика развивается непреодолимое желание властвовать над другими, ибо власть дает ему определенное чувство безопасности.
Говоря о причинах возникновения невротических отклонений в здоровье людей, нельзя не сказать о том, что одной из существенных причин, влияющих на развитие подобного рода отклонений, является то общественное устройство, в котором живет данный конкретный человек. Так или иначе, замечает человек или нет, он является отражением действительности, которая его окружает. Дети, по своей природе, более восприимчивы, легко впитывают в себя как хорошее, так и плохое, и не всегда могут отличить одно от другого. Подмена нравственных ценностей часто толкает несовершеннолетних на противоправные действия.
Преступность несовершеннолетних занимает значительное место в общей структуре правонарушений, уровень которой растет каждый день. В настоящее время растет число детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. В связи с этим - неуспевающих в учебе. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей!» - эти слова принадлежат Сократу (V век до н. э.) и ярко продуцируются на наше время.
Все это заставляет задуматься о том, как организовать досуг юных членов социума. От того, чем занимается подросток в свободное время, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.
С такими подростками ведется работа общеобразовательными, культурно - досуговыми учреждениями, а также реабилитационными центрами. Однако эта работа ведется не в полной мере и не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков.
Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов, наиболее трудным является кризис подросткового возраста. В этот период от детства к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике ребенка, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими.
В настоящее время особенно возрастает необходимость усиления роли искусства в воспитании подрастающего поколения. Музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека. Рост стрессогенных факторов в обществе, вызывающих психологическую нестабильность и дезорганизацию, ведет к невротизации как детей, так и взрослых. Следствием из этого становятся снижение иммунитета, рост различного рода психосоматических заболеваний. Разработка приемов борьбы с этими негативными явлениями, как среди детей, так и взрослых - важная задача, как практических психологов, так и учителей общеобразовательной школы.
Обычно, когда говорят об арт-терапии (музыкальной психотерапии, имеют ввиду прослушивание успокаивающей, мелодичной музыки, на фоне которой психотерапевт произносит различные формулы психотерапевтического внушения. Однако нам представляется, что в данном случае можно говорить лишь о внушении, совершаемом под музыкальное сопровождение. На самом деле возможности музыкальной терапии, направленные на психологическую коррекцию, как ребенка, так и взрослого человека, могут быть гораздо шире.
Арт-терапия позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации, помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен.
Центральной фигурой в арт-терапии является именно личность, стремящаяся к саморазвитию, расширению своих возможностей, актуализирующая в процессе музыкального (изобразительного и т. д.) творчества дополнительные ресурсы своего организма, выражающая в своих творениях своё внутреннее «Я». И для того, чтобы включиться в этот процесс не требуется предыдущего опыта в пении, слушании музыки.
Приемы и способы музыкальной психотерапии широки и разнообразны и могут включать в себя:
• двигательные и ритмические упражнения, нацеленные на взаимодействие правого и левого полушария мозга, развитие координированных движений и умение соотносить свои действия с действиями членов малой группы;
• различные виды дыхательных упражнений, среди которых особое внимание уделяется освоению навыкам брюшного (диафрагменного) и межреберного типа дыханий как наиболее эффективных для снятия отрицательных эмоциональных состояний.
• пение вокализов, направленных на формирование и развитие навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире;
• разучивание и исполнение формул музыкального самовнушения, нацеленных на формирование у участников занятий уверенности в своих силах, высокой самооценки, внутреннего спокойствия, невозмутимости в трудной ситуации, гуманистического отношения к окружающим и позитивного отношения к окружающему миру как черты личности;
• пение песен соответствующего содержания, как успокаивающего, так и воодушевляющего характера;
• просмотр под музыку различных по тематике слайдов, нацеленных на обогащение зрительных и слуховых представлений участников занятий, активизации их эстетических переживаний средствами изобразительной искусства и художественной фотографии.
• оздоровительную медитацию, смысл которой заключается в достижении глубокого покоя, в котором включаются механизмы саморегуляции. На фоне измененного состояния сознания (ИСС) оказывается достижимым изменение негативных форм поведения в лучшую сторону, что проявляется в устранении вредных привычек, повышением самооценки и уверенности в своих силах.
Сюда же входит формирование собственного идеального образа на основе накопленных эстетических переживаний, наполнение сознания позитивными переживаниями - спокойствием, улыбкой, любовью, радостью, высокой самооценкой.
В профилактической работе на занятиях по арт-терапии (психологической коррекции) средствами музыки попутно ведется работа по освоению участниками занятий навыков здорового образа жизни, включающих в себя широкий спектр вопросов - от методов очищения организма и рациональной диетотерапии до творческой самореализации в любимом деле.
Современная арт-терапия не может не учитывать те открытия и методы работы с клиентами, которые делаются или уже сделаны в рамках других психотерапевтических подходов. Творческое использование методов других психотерапевтических подходов способно обогатить МП новыми идеями.
Арт-терапия (музыкальная психотерапия) как мощный инструмент психо-эмоционального воздействия даёт психологу и психотерапевту огромные дополнительные возможности для преодоления различных невротических нарушений и обеспечения личностного роста клиентов. Выполнять роль музыкального терапевта лучше всего музыканту, владеющему каким-либо музыкальным инструментом (фортепиано или гитарой) и получившему дополнительное психологическое или медицинское образование по специальности «Психотерапия».
Принципы музыкальной терапии несколько отличаются от современных методов музыкального воспитания.
В традиционном музыкальном воспитании в общеобразовательной школе главное - освоение предметного содержания, связанного с музыкальной деятельностью. Сюда входит освоение навыков восприятия музыки и пения.
В музыкальной терапии акцент делается на изучении внутреннего мира слушателя, и изменении этого мира при помощи музыки.
Пытаясь благотворно повлиять на своих воспитанников средствами искусства, большинство учителей музыки в общеобразовательных школах и музыкантов-педагогов не знают и не учитывают те достижения практической психологии и психотерапии, без которых их деятельность в этом направлении оказывается мало эффективной. Знание этих достижений может быть полезным для большей эффективности процесса музыкального воспитания.
Цель программы:
• выявить роль арт-терапии в оказании практической помощи детям с различными психическими состояниями, приводящими к дезадаптации.
Задачи:
• Выявить воздействие музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения;
• Рассмотреть особенности влияния музыкального искусства и хорового пения на детей с отклоняющимся поведением;
• Помочь учащимся «найти себя», справиться со своими переживаниями.
Учащиеся должны знать:
• музыку разного эмоционального содержания;
• различные виды дыхательных упражнений;
• формулы музыкального самовнушения;
• оздоровительную медитацию для достижения глубокого покоя.
Учащиеся должны уметь:
• использовать различные виды дыхательных упражнений;
• петь вокализы, направленные на формирование и развитие навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире;
• понимать роль музыки в жизни человека;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение о средствах и формах ее воплощения;
• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• владеть навыками музицирования: исполнение песен разных жанров, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений, формировать свой песенный репертуар;
• давать личностную оценку музыке, звучащей на занятиях, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
• совершенствовать умения и навыки самообразования.
Таким образом, роль музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения очень велика. Оно способно непосредственно влиять на душу молодого человека, делая ее чище, лучше.
Тематический план
1. Вводное занятие. Аутотренинг. Упражнение на дыхание. Психологическая релаксация
2. Я – концепция. Упражнение на развитие самопознания «Зеркало»
3. Я и мои друзья. Упражнение «Очищение от страданий»
4. Планета чувств. Упражнение на преодоление чувства стыда и застенчивости «Стремление к совершенству»
5. Тревожность и способы её преодоления Упражнение «Очищение от страданий»
6. Конфликты и человек Упражнение на преодоление злобной раздражительности «Самоконтроль».
7. Учимся решать конфликты вместе Обучение техникам расслабления и самоконтроля.
8. Человек и эмоциональный мир Упражнение «Гнев и радость»
9. Неуверенный – агрессивный – уверенный Упражнение на расслабление «Великий покой». Медитация и визуализация «Судно, на котором я плыву».
10. Межличностная привлекательность Упражнение «Самосознание». Мандалы (арт-терапия : музыка + рисование)
11. Три состояния личности: Ребенок, Взрослый, Родитель Упражнение на активизацию жизненных сил «Энергия». Коллаж «Мы в Будущем».
12. Увидеть в другом другого Упражнение на формирование оптимистического мироощущения «Радость жизни»
13. Позитивное отношение к миру Упражнение на формирование позитивного отношения к миру «Радость любви»
14. Наша планета успешного общения Заключительное занятие
Краткое описание проводимых занятий
1. Вводное занятие. Аутотренинг.
Цели – выработка совместных эффективных правил общения в классе; формирование установки на эффективное взаимодействие в процессе занятий и в учебное время.
Дыхательная гимнастика.
Психологическая релаксация.
2. Я – концепция.
Цель – содействовать расширению самосознания подростков.
Упражнение на развитие самопознания «Зеркало»
Музыкальный материал :
А. П. Бородин. Ноктюрн №2 из струнного квартета.
Ф. Шопен. Этюд ми мажор.
Л. Бетховен. Концерт №3 для ф-но с орк., II часть
Формула психологической устойчивости «Не жди подарка от судьбы»
3. Я и мои друзья.
Цели – помочь подросткам осознать качества настоящего друга, проанализировать собственные качества, помогающие дружить; формировать представление о необходимости поддерживать дружеские отношения, прилагать усилия для их развития.
Упражнение «Очищение от страданий»
Музыкальный материал :
П. И. Чайковский. Симфония №1, II часть
П. И. Чайковский. Симфония №6
Формулы переживания несчастья «Отреагирование печали»
4. Планета чувств.
Цели – ознакомление с разными видами эмоций; обучение пониманию относительности в оценке чувств; обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей; ознакомление со способами овладения своими эмоциями.
Упражнение на преодоление чувства стыда и застенчивости «Стремление к совершенству»
Музыкальный материал :
И. Брамс. Четвертая симфония, I часть.
И. С. Бах. Бранденбургский концерт, медленная часть.
Ф. Лист. Прелюды, финал
Формулы психологической устойчивости «Жизнь – царство красоты»
5. Тревожность и способы её преодоления.
Цели – развитие способности самодиагностики тревожности; выделение наиболее распространенных ситуаций, которые порождают тревожность; обсуждение возможных стратегий реагирования на тревожную ситуацию.
Упражнение «Очищение от страданий»
Музыкальный материал :
П. И. Чайковский. Первая симфония, II часть «Угрюмый край»
П. И. Чайковский. Шестая симфония, I часть, фрагмент разработки; IV ч., финал, III часть – марш.
Формулы психологической устойчивости «Я все преодолею»
6. Конфликты и человек.
Цели – исследование разных стилей общения; осознание понятий уверенности, неуверенности; осмысление и подведение к сознательному выбору уверенного стиля собственного поведения как профилактики конфликтов.
Упражнение на преодоление злобной раздражительности «Самоконтроль»
Музыка :
Д. Д. Шостакович. Романс из фильма «Овод»
Д. Д. Шостакович. Восьмая симфония, III ч.
Формулы психологической устойчивости «Обдумал все и действуй»
7. Учимся решать конфликты вместе.
Цель – осмысление и подведение к сознательному выбору уверенного стиля собственного поведения как профилактике конфликтов.
Музыка :
Д. Д. Шостакович. Романс из фильма «Овод»
Д. Д. Шостакович. Восьмая симфония.
Формулы психологической устойчивости «Я все преодолею»
8. Человек и эмоциональный мир.
Цель – способствовать осознанию подростками своей эмоциональной сферы.
Упражнение «Гнев и радость»
Музыкальный материал :
П. И. Чайковский. Первая симфония, II часть «Угрюмый край»
П. И. Чайковский. Шестая симфония, I часть, фрагмент разработки; IV ч., финал, III часть – марш.
Формулы психологической устойчивости «Успокоение в гневе»
9. Неуверенный – агрессивный – уверенный.
Цели – создание условий для личного переживания подростками психологических состояний неуверенности, агрессивности, уверенности; взаимодействие в разных стилях общения; осознание понятий уверенности и неуверенности.
Упражнение на расслабление «Великий покой»
Музыка :
Жан Мишель Жарр. Фрагменты с пластинки «Кислород-Водород»
Э. Артемьев. Фрагмент с пластинки «Метаморфозы».
10. Межличностная привлекательность.
Цель – способствовать рефлексии процесса общения со сверстниками.
Упражнение «Самосознание»
Музыка :
И. С. Бах. Хоральные прелюдии.
П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Д. Бортнянский, П. Чесноков, Архангельский. Духовные произведения.
Формулы психологической устойчивости «Твердо по жизни я иду»
11. Три состояния личности: Ребенок, Взрослый, Родитель.
Цели – ознакомление подростков с основными состояниями человека и их поведенческими проявлениями; предоставление подроскам возможности отрефлексировать собственное поведение.
Упражнение на активизацию жизненных сил «Энергия»
Музыка :
М. Равель – Павана, Болеро.
К. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»
12. Увидеть в другом другого.
Цель – научить подростков в любой жизненной ситуации оставаться самим собой; научить подростков ценить окружающих.
Упражнение на формирование оптимистического мироощущения «Радость жизни».
Музыка :
В. А. Моцарт. Финал «Маленькой ночной серенады»
Ж. Бизе. Юношеская симфония, финал
И. Штраус, И. Кальман, Ф. Легар. Танцевальная музыка из оперетт.
Формулы любви, благодарения и добрых дел «Благодарю судьбу»
13. Позитивное отношение к миру.
Цель – способствовать осознанию подростков ценности жизни, пониманию других людей; содействовать оптимизации общения подростков с окружающими.
Упражнение на формирование позитивного отношения «Радость любви»
Музыка :
Ф. Шопен. Ноктюрн
Ф. Шопен. Концерты для ф-п. с орк. (средние части)
Формулы любви, благодарения и добрых дел. В. Судаков. «Приходите, споем»
14. Наша планета успешного общения.
Цели – научить ценить и уважать не только себя, но и окружающих людей, доверять им; находить положительные стороны личности окружающих; тренировать умение в оказании поддержки друг другу.
Упражнение «Я и ты, и все, кто рядом».
Музыка :
В. А. Моцарт. Финал «Маленькой ночной серенады»
Ж. Бизе. Юношеская симфония, финал
И. Штраус, И. Кальман, Ф. Легар. Танцевальная музыка из оперетт.
Формулы любви, благодарения и добрых дел. В. Петрушин., Р. Киплинг. «Заповедь»
Заключение
Каждый человек стремится к самоуважению. У каждого есть определенное представление о себе как о человеке. У подростка это представление о себе («Я» - образ) только складывается. И если оценка как личности занижена, то он, скорее, может быть подвержен влиянию извне. Его легче уговорить сделать то, что он в глубине души делать не хочет: выпить за компанию, попробовать наркотик, совершить тот или иной асоциальный поступок.
В подростковом возрасте особенно важна помощь со стороны взрослых. Прежде всего, молодому человеку, вступающему в жизнь, нужна поддержка родителей. Однако в большинстве случаев, если амбиции родителей в отношении детей остаются неудовлетворенными, они предоставляют подросткам полную свободу, не вникая в его проблемы, ограничиваясь оскорблениями. Молодой человек постепенно и неосознанно принимает эти определения, включая их в число качеств собственной личности. Эти определения станут блоком, перекрывающим духовное развитие подростка, развитие отношений с окружающими и отношения к себе, формируют различные формы отклоняющего поведения.
Попытки воздействовать на «отклоняющее» поведение подростка лишь словесными методами зачастую малоэффективны и бесполезны. Их нужно увлечь собственным примером, занять какой-либо деятельностью, где они могли бы проявить свой потенциал, что способствовало бы пробуждению их интереса к жизни, положительным переживаниям, обретением жизненных перспектив. И если она станет им действительно интересна, то заставит их мобилизовать резервы личности: найти время для учебы, и для дела по душе. Это может быть спортивная, трудовая, прикладная, музыкальная деятельность.
Актуальность проекта определяется значимостью музыки в жизни подрастающего поколения, ее психотерапевтическими возможностями, изучаемыми в трудах таких ученых как Б. В. Асафьев, В. М. Бехтерев, А. С. Брусиловский, В. А. Гиляровский, С. С. Корсаков, И. И. Мамойчук, В. И. Петрушин, Г. Д. Семенова. Исследования названных и других авторов выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно – сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Можно сделать выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество.
Музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека. Рост стрессогенных факторов в обществе, вызывающих психологическую нестабильность и дезорганизацию, ведет к невротизации как детей, так и взрослых. Следствием из этого становятся снижение иммунитета, рост различного рода психосоматических заболеваний.
Музыкальная психотерапия (музыкотерапия) является замечательным методом самостоятельной психологической коррекции своего состояния после стрессов: раздражительности, тревожности, чувства неблагополучия, разочарования, излишнего беспокойства и др., и помогаем подрастающему поколению найти себя на перепутье дорог.
Список литературы
1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. /В. А. Аверин. – СПб., 1998;
2. Азаров Ю. П. «Искусство воспитывать» : Книга для учителя. /Ю. П. азаров. – М. : Просвещение, 1985;
3. Античная музыкальная эстетика. – М., 1960;
4. Бехтерев В. М. Проблема развития и воспитания человека. /В. М. Бехтерев. – СПб. : Алетея, 1999;
5. Выготский Л. С. Психология искусства. /Л. С. Выготский. – М. : ЭКСМО, 1986;
6. Григорьева М. Ю. «Я и другие Я» : психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков. /М. Ю. Григорьев. – М. : Школьная Пресса, 2011;
7. Гродзенская Н. Л. Воспитательная работа на уроках пения. /Н. Л. Гродзенская. – М. :Просвещение, 1969;
8. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М., 1989;
9. Из истории музыкального воспитания. /Составитель О. А. Апраксина. – М. : Просвещение, 1990;
10. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: книга для учителя. /Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1984;
11. Кабалевский Д. Б. Главное – любить музыку. /Советская музыка, №6, 1965;
12. Кабалевский Д. Б. Музыка и музыкальное воспитание. / Д. Б. Кабалевский. – М. : Знание, 1984;
13. Кон И. С. Психология ранней юности. /И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989;
14. Личко А. Е. Психопатия и акцентуация характера подростков. /А. Е. Личко. – Л. : Медицина, 1983;
15. Петрушин В. И. Музыкальная психология. /В. И. Петрушин. – М. : Владос, 1997;
16. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. /В. И. Петрушин. – М. : Композитор, 1997;
17. Петрушин С. В. Секреты открытого общения. /С. В. Петрушин. – Казань, 2012;
18. Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура. /А. Н. Сохор. – М. : Советский композитор, 1975;
19. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей : избранные труды. Т. 1./Б. М. теплов. – М. : Педагогика, 1985;
20. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7-8 классы)./О. В. Хухлаева. – М. : «Генезис», 2010;
21. Челышева Т. Музыкальная педагогика и музыкальная психология. /Сб. : Спутник учителя музыки. – М. ,1993.