Евгения Абгарян
Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Юные учёные» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : познакомить детей с основными свойствами воды.
Программные задачи:
Образовательные:
• ознакомить детей со свойствами воды : отсутствие собственной формы; прозрачность; безвкусная ит. д.
• уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
Развивающие :
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• закреплять умение работать с прозрачной посудой.
• развивать умственные операции : сравнение, обобщение, способность анализировать;
Публикация «Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования „Юные учёные“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
• стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к воде.
• воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, рисунки на тему «Вода»; прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды разных размеров и формы, соломинки для коктейля, сахар, краска, кисточка, ложки; аудиозапись с голосом магистра естественных наук; клеёнки, салфетки.
ХОД:
Дети стоят полукругом в групповой комнате. Воспитатель обращает внимание на гостей, дети здороваются и садятся на места, в это время в это время воспитатель обращает внимание детей на посылку и письмо, которые лежат на столе.
- Ребята! Что это такое? Письмо без обратного адреса, ребятам старшей группы, открывают и читают:
«Здравствуйте, ребята! Я Магистр естественных наук (предварительно обсудить с детьми кто такой магистр и значение словосочетания «естественные науки»). Слышал, что вы много знаете и умеете. Злой волшебник запер в волшебной коробке мои сокровища. Коробка откроется только тогда, когда вы разгадаете секреты, ответите на все вопросы и соберете карточки – схемы. Торопитесь, у вас мало времени. Если успеете, сокровища будут ваши. Удачи!»
Все задания написаны на капельках. Воспитатель достаёт все капельки с конверта и читает задание, которое написано на капельки. Отгадайте загадки.
Приходит дружком
Вслед за снежком.
Льётся на скамейки
Из тучи – лейки. (Дождь)
Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
ПеРЕКАты, повороты,
Мели и водовороты.
Размывая берега,
Мчится быстрая … (Река)
Воспитатель прикрепляет на магнитную доску карточки с рисунками (ответы на загадки).
Воспитатель: Что объединяет наши отгадки?
Дети. Вода!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: В морях и океанах – вода какая (воспитатель привлекает детей к речевой работе : вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в реках, озёрах, родниках, болотах (речная, озёрная, родниковая, болотная вода).
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня, выполняя задания магистра, познакомимся с её некоторыми свойствами. А чтобы это сделать, нам с вами надо попасть в лабораторию.
Воспитатель: Для чего нужна лаборатория?
Дети: Чтобы проводить опыты.
Воспитатель: Кто проводит опыты в лаборатории?
Дети: Ученые.
Воспитатель: Я приглашаю вас в лабораторию. Путь в лабораторию лежит по этому узкому мостику. Пройдите так, чтобы не упасть с мостика в речку. (Дети идут по канату на полу).
Воспитатель: Мы с вами в лаборатории. Я предлагаю вам быть учеными, исследователями. Займите места за столами.
Воспитатель: И так, наше следующее задание от магистра естественных наук исследовать свойства воды.
Опыт 1.
Воспитатель: На столе стоят два стакана с водой. В одном стакане воду оставим чистой, а другую покрасим белой краской. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с краской.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна. Вывешивается карточка - схема
Опыт 2.
Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная.
Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают. Вывешивается карточка - схема
Опыт 3. Дать детям два стакана. В оба стакана налить чистой воды. В один стакан добавить кусочек сахара. Предложить детям через трубочку попробовать сначала чистую воду, а потом воду с сахаром. Сформулировать с детьми ещё одно свойство воды: вода безвкусная. Вывешивается карточка - схема
Опыт 4. Ребята, а что произошло с сахаром в стакане с водой. ( Дети: Сахар растворился). А теперь возьмите и в другой стакан с водой насыпьте песок и перемешайте. Растворила ли вода песок. ( Дети: Нет.). Вывод: вода служит растворителем для некоторых веществ. Вывешивается карточка - схема
Опыт 5. А какая стала вода после добавления в неё песка. ( Дети: Грязная). А как её можно очистит. (Ответы детей). Сейчас мы с вами будем воду очищать с помощью фильтра. Ребята, все готовы. Выполнять работу будете вместе со мной. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – сначала салфетку, а потом вату. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем тонкой струйкой.
Ребята, давайте посмотрим фильтр, он стал грязный на нем остались большие кусочки грязи. А вода стала чистой? (ответы детей : да).
И так, какие свойства воды нам с вами удалось доказать с помощью опыта с водой и красками, с помощью опыта с водой и ёмкостями разной формы. (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте поиграем! А название для этой игры вы придумаете сами! И так, все ребята выходят на ковёр, вы будете капельками! Я буду вашей мамой-тучкой (все капельки подходят к тучки).Пошёл дождь, капельки отправились гулять по земле (дети прыгают на ковре). Стали появляться ручейки (дети объединяются по несколько человек). Ручейки все начали сливаться в реку (дети держатся за руки и «превращаются» в одну большую реку). Затем река потекла в море (взялись за руки в кругу). Тут выглянуло солнышко и стало очень жарко! Капельки начали испаряться
И в виде пара капельки опять вернулись к маме-тучке (все дети возвращаются к воспитателю). А теперь присаживаемся на стульчики. Наша игра закончилась.
Воспитатель: как вы думаете, как можно назвать нашу игру! (Ответы детей.)
Игра на внимание.
Пока дети играли, карточки-схемы куда-то исчезли, воспитатель предлагает их найти, но быть при этом внимательными, так как среди них будут и другие карточки, свойства которых дети не знают, воспитатель дает установку найти только те карточки, свойства которых дети доказали.
Дети находят карточки – схемы, выставляют их на доску и подводят итог: сегодня мы с вами узнали много интересного о воде. О том, что мы не можем жить без воды, что вода это жидкость, безвкусная, прозрачная и не имеет запаха, формы. Запасы воды пополняются и этот процесс называется круговоротом воды в природе.
- Ребята, вы отлично справились с заданием и давайте послушаем, что же нам скажет Магистр.
Аудиозапись: Дорогие, ребята! Я рад за вас! Вы все справились с моими заданиями, раскрыли все секреты воды, вам удалось собрать все карточки и за это я вас награждаю своими сокровищами. Для того, чтобы коробка открылась, нужно сказать волшебные слова: «Рабле - крабле, бум!» (дети открывают коробку и находят в ней сюрприз).
Воспитатель благодарит всех детей за работу.