Брусенцева Кристина
Конспект занятия «Этикет за столом»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Оргмомент. Подготовка детей к восприятию темы.
2 Актуализация.
Ребята, я пригласила в гости веселого деревянного человечка с длинным носом. Кто это? Как его зовут? Вы помните, что Буратино убежал от злого Карабаса Барабаса? Он долго бродил по лесу и попал в гости к Мальвине. Но и оттуда убежал, так как девочка его пригласила на завтрак, а он не знал, как нужно вести себя за столом. Я и подумала: у нас в группе все ребята умеют вести себя за столом, много знают о посуде. Давайте научим Буратино правилам поведения за столом, чтоб ему было не стыдно за себя. Плохо быть таким невоспитанным мальчиком. Вы согласны помочь Буратино? Да.
Темочки:
Воспитатель: А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки, и если вы ответите правильно на них, то здесь появятся несколько столовых приборов :
1. Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).
2. У нее зубцы стальные, длинные и острые, ею подцеплять кусочки очень даже просто нам (вилка).
3. Он из стали и прекрасно режет овощи и мясо, только лезвие не трожь, ну конечно это… (нож).
3. Новый материал
Воспитатель: Ребята, а пока мы ждем нашего гостя, надо подготовиться и накрыть на стол.
Учим посуду. Развивающие мультики для детей
Ребята, какие чайные приборы мы увидели в мультфильме?
- С чего нужно начать сервировать стол? Накрыть стол скатертью. Кто мне поможет застелить скатертью стол? Вот молодцы. Посмотрите, как красиво и аккуратно лежит наша скатерть.
У меня в руках чайная чашка, посмотрите какая она. Для чего нам нужны чашки? Из этой чашки Буратино будет пить чай. Чайную чашку мы поставим на блюдечко, вот так.
(Воспитатель демонстрирует посуду и ставит на стол.)
Рассказ: Сервировка чайного стола имеет свои особенности. Напротив стула на стол ставится чашка, под ней — блюдце. Ручка чашки смотрит вправо. Под ней на блюдце лежит чайная ложка ручкой к краю стола. Слева от чашки — пирожковая тарелка, на ней полотняная салфетка. Чайная салфетка меньше столовой. Справа от чашки можно положить нож для масла, повернутый острием к чашке.
На чайный стол ставят различные сладости: торт в коробке или на тортнице, в вазочках печенье, конфеты, орешки, пирожные — каждое угощение отдельно. Конфеты можно подать в коробке. Сахар — в сахарнице, лимон, нарезанный кружочками, — на тарелке.
Как вы думаете – чего не хватает? Конечно! Чайной ложки, вот она. Что мы будем делать с чайной ложкой?
А еще мне кажется, не хватает сладостей. Надо еще подать что-нибудь к чаю.
У меня в руках большая корзина. Здесь много разных продуктов. Давайте разберемся, что из этого можно положить на стол, с чем будет вкусно пить чай.
В корзине игрушки : лимон, пирог, сладкий рулет, ватрушка, кукуруза, помидор, огурец, лук, чеснок, перец, Воспитатель достает по одному предмету и обсуждает,можно ли положить это на сладкий стол.
Что мы положим в сахарницу? конфетницу? Для чего нам нужен заварочный чайник?
Воспитатель с детьми накрывает стол для Буратино.
Посмотрите, как красиво мы с девочками расставили посудку для чаепития.
Чтоб еще красивее смотрелся наш стол, давайте поставим сюда вазочку с цветами и поставим салфетницу.
Итак, все готово к приему гостя.
Появляется игрушка Буратино.
Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Мы рады видеть тебя у нас в гостях. Заходи в игровую.
Буратино: Да я еще немного погуляю, а потом приду.
Воспитатель: Правильно ли поступает Буратино?
Общие правила перед приемом пищи.
Не заставляй себя ждать и приглашать кушать несколько раз. Это неуважение к приглашающему.
Буратино: Ладно, так и быть, я сяду за стол.
Воспитатель: Что делает неправильно Буратино?
ПРАВИЛО:
Тщательно помой руки. Желательно с мылом.
Воспитатель: Кто покажет Буратино, как нужно мыть руки?
Молодец, Витя. Ты очень хорошо показал Буратино, как мыть руки. Теперь и Буратино у нас с чистыми руками.
(Воспитатель приглашает всех к столу.)
Давайте расскажем Буратино, как правильно нужно вести себя за столом.
Какие же это правила?
Правила очень просты:
-сахар берут из сахарницы общей ложкой, которая там находится, и не забывают вернуть ее обратно;
- также общей ложечкой берут варенье на свою розетку;
-для лимона кладется специальная вилочка;
- печенье, пирожки, конфеты берут из вазы (блюда) рукой; торт кладут на тарелку специальной лопаточкой;
Рукой с общего блюда можно взять хлеб, печенье, конфету, яблоко, грушу, апельсин.
- если выпита первая чашка чая, не спеши просить вторую, посмотри, все ли гости получили по первой;
Положив сахар в чай чайной ложкой, размешивай его бесшумно.
После этого ложечку надо вытащить, чтобы она не мешала пить.
Если в варенье есть ягоды, косточки от них аккуратно положи ложечкой на блюдце.
Буратино сидит за столом, раскачивается на стуле и громко требует, чтоб ему дали еще торт.
Правило: Вы должны знать, что нельзя считать себя центром общества и различными громкими требованиями привлекать к себе всеобщее внимание.
Нельзя капризничать, кричать, плакать, ссориться, обижать и обижаться, говорить злые и плохие слова.
Ребенок должен знать, что нельзя позволять себе громко чавкать, говорить с полным ртом. В рот нужно класть небольшие кусочки пищи и тщательно пережевывать их;
Воспитатель: Ой, Буратино, разве после еды вытирают рот руками?
Для этого есть специальная салфетка.
Правило:
Когда чаепитие подойдет к концу, промокни губы бумажной салфеткой, встань из-за стола и не забудь поблагодарить за вкусное угощение!
Правило: Благодарность за обед обязательно должна проявиться в виде волшебного слова «спасибо».
4. Закрепление:
Давайте я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Посмотрим, все ли вы знаете!
Когда приглашают за стол друзья,
Что можно там делать?
Что делать нельзя?
Ответьте, ребята, мне поскорей,
И мы позовем много гостей!
-Можно руками есть торт? (нет)
-А вытирать салфеткой рот? (да)
-Можно класть ноги на стол? (нет)
-А ронять хлеб на пол? (нет)
-Можно красиво и ровно сидеть? (да)
-А за столом очень громко реветь? (нет)
- А можно вилкой есть суп? (нет)
-А говорить спасибо и пожалуйста? (да)
-Можно все аккуратно поесть? (да)
Ну, какие молодцы! Все правильно ответили.
Буратино: Спасибо вам, ребята! Я вам так благодарен за помощь! Вы мне столько интересного рассказали!
5. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилась встреча с Буратино? А вы усвоили все правила поведения за столом? Вы рады, что смогли помочь Буратино стать воспитанным человеком?