Брусенцева Кристина
Конспект занятия «Этикет за столом»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Оргмомент. Подготовка детей к восприятию темы.
2 Актуализация.
Ребята, я пригласила в гости веселого деревянного человечка с длинным носом. Кто это? Как его зовут? Вы помните, что Буратино убежал от злого Карабаса Барабаса? Он долго бродил по лесу и попал в гости к Мальвине. Но и оттуда убежал, так как девочка его пригласила на завтрак, а он не знал, как нужно вести себя за столом. Я и подумала: у нас в группе все ребята умеют вести себя за столом, много знают о посуде. Давайте научим Буратино правилам поведения за столом, чтоб ему было не стыдно за себя. Плохо быть таким невоспитанным мальчиком. Вы согласны помочь Буратино? Да.
Публикация «Конспект занятия „Этикет за столом“» размещена в разделах
Воспитатель: А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки, и если вы ответите правильно на них, то здесь появятся несколько столовых приборов :
1. Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).
2. У нее зубцы стальные, длинные и острые, ею подцеплять кусочки очень даже просто нам (вилка).
3. Он из стали и прекрасно режет овощи и мясо, только лезвие не трожь, ну конечно это… (нож).
3. Новый материал
Воспитатель: Ребята, а пока мы ждем нашего гостя, надо подготовиться и накрыть на стол.
Учим посуду. Развивающие мультики для детей
Ребята, какие чайные приборы мы увидели в мультфильме?
- С чего нужно начать сервировать стол? Накрыть стол скатертью. Кто мне поможет застелить скатертью стол? Вот молодцы. Посмотрите, как красиво и аккуратно лежит наша скатерть.
У меня в руках чайная чашка, посмотрите какая она. Для чего нам нужны чашки? Из этой чашки Буратино будет пить чай. Чайную чашку мы поставим на блюдечко, вот так.
(Воспитатель демонстрирует посуду и ставит на стол.)
Рассказ: Сервировка чайного стола имеет свои особенности. Напротив стула на стол ставится чашка, под ней — блюдце. Ручка чашки смотрит вправо. Под ней на блюдце лежит чайная ложка ручкой к краю стола. Слева от чашки — пирожковая тарелка, на ней полотняная салфетка. Чайная салфетка меньше столовой. Справа от чашки можно положить нож для масла, повернутый острием к чашке.
На чайный стол ставят различные сладости: торт в коробке или на тортнице, в вазочках печенье, конфеты, орешки, пирожные — каждое угощение отдельно. Конфеты можно подать в коробке. Сахар — в сахарнице, лимон, нарезанный кружочками, — на тарелке.
Как вы думаете – чего не хватает? Конечно! Чайной ложки, вот она. Что мы будем делать с чайной ложкой?
А еще мне кажется, не хватает сладостей. Надо еще подать что-нибудь к чаю.
У меня в руках большая корзина. Здесь много разных продуктов. Давайте разберемся, что из этого можно положить на стол, с чем будет вкусно пить чай.
В корзине игрушки : лимон, пирог, сладкий рулет, ватрушка, кукуруза, помидор, огурец, лук, чеснок, перец, Воспитатель достает по одному предмету и обсуждает,можно ли положить это на сладкий стол.
Что мы положим в сахарницу? конфетницу? Для чего нам нужен заварочный чайник?
Воспитатель с детьми накрывает стол для Буратино.
Посмотрите, как красиво мы с девочками расставили посудку для чаепития.
Чтоб еще красивее смотрелся наш стол, давайте поставим сюда вазочку с цветами и поставим салфетницу.
Итак, все готово к приему гостя.
Появляется игрушка Буратино.
Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Мы рады видеть тебя у нас в гостях. Заходи в игровую.
Буратино: Да я еще немного погуляю, а потом приду.
Воспитатель: Правильно ли поступает Буратино?
Общие правила перед приемом пищи.
Не заставляй себя ждать и приглашать кушать несколько раз. Это неуважение к приглашающему.
Буратино: Ладно, так и быть, я сяду за стол.
Воспитатель: Что делает неправильно Буратино?
ПРАВИЛО:
Тщательно помой руки. Желательно с мылом.
Воспитатель: Кто покажет Буратино, как нужно мыть руки?
Молодец, Витя. Ты очень хорошо показал Буратино, как мыть руки. Теперь и Буратино у нас с чистыми руками.
(Воспитатель приглашает всех к столу.)
Давайте расскажем Буратино, как правильно нужно вести себя за столом.
Какие же это правила?
Правила очень просты:
-сахар берут из сахарницы общей ложкой, которая там находится, и не забывают вернуть ее обратно;
- также общей ложечкой берут варенье на свою розетку;
-для лимона кладется специальная вилочка;
- печенье, пирожки, конфеты берут из вазы (блюда) рукой; торт кладут на тарелку специальной лопаточкой;
Рукой с общего блюда можно взять хлеб, печенье, конфету, яблоко, грушу, апельсин.
- если выпита первая чашка чая, не спеши просить вторую, посмотри, все ли гости получили по первой;
Положив сахар в чай чайной ложкой, размешивай его бесшумно.
После этого ложечку надо вытащить, чтобы она не мешала пить.
Если в варенье есть ягоды, косточки от них аккуратно положи ложечкой на блюдце.
Буратино сидит за столом, раскачивается на стуле и громко требует, чтоб ему дали еще торт.
Правило: Вы должны знать, что нельзя считать себя центром общества и различными громкими требованиями привлекать к себе всеобщее внимание.
Нельзя капризничать, кричать, плакать, ссориться, обижать и обижаться, говорить злые и плохие слова.
Ребенок должен знать, что нельзя позволять себе громко чавкать, говорить с полным ртом. В рот нужно класть небольшие кусочки пищи и тщательно пережевывать их;
Воспитатель: Ой, Буратино, разве после еды вытирают рот руками?
Для этого есть специальная салфетка.
Правило:
Когда чаепитие подойдет к концу, промокни губы бумажной салфеткой, встань из-за стола и не забудь поблагодарить за вкусное угощение!
Правило: Благодарность за обед обязательно должна проявиться в виде волшебного слова «спасибо».
4. Закрепление:
Давайте я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Посмотрим, все ли вы знаете!
Когда приглашают за стол друзья,
Что можно там делать?
Что делать нельзя?
Ответьте, ребята, мне поскорей,
И мы позовем много гостей!
-Можно руками есть торт? (нет)
-А вытирать салфеткой рот? (да)
-Можно класть ноги на стол? (нет)
-А ронять хлеб на пол? (нет)
-Можно красиво и ровно сидеть? (да)
-А за столом очень громко реветь? (нет)
- А можно вилкой есть суп? (нет)
-А говорить спасибо и пожалуйста? (да)
-Можно все аккуратно поесть? (да)
Ну, какие молодцы! Все правильно ответили.
Буратино: Спасибо вам, ребята! Я вам так благодарен за помощь! Вы мне столько интересного рассказали!
5. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилась встреча с Буратино? А вы усвоили все правила поведения за столом? Вы рады, что смогли помочь Буратино стать воспитанным человеком?