Лучший педагог года

Эстетическое развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности

Татьяна Чистякова
Эстетическое развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Эстетическое развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности»

«Музыка - самое мощное оружие,

поскольку ритм и гармония

проникают в самые сокровенные

глубины человеческой души»

Многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства, как могучего средства воспитания в ребенке общечеловеческих ценностей, таких как добро и красота.

Публикация «Эстетическое развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности» размещена в разделах

Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, дает возможность им получить общее моральное, физическое и главное - эстетическое развитие.

Эстетическое воспитание предполагает:

Чувственное восприятие и понимание детьми прекрасного;

Умение различать хорошее и плохое;

Творческие и самостоятельные действия.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. При правильном подходе Ритм и Гармония поселятся в душе ребенка, наполнят ее красотой и сделают его прекрасно мыслящим.

Хотя вопрос о синтезе движения и музыки издавна рассматривали в воспитании детей философы Древней Индии, Китая и Греции, но впервые обосновал его в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог, композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Великий педагог-новатор был убежден, что развивать музыкально-ритмические способности можно и необходимо у всех детей. Поэтому глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение и умение выражать себя в движениях он ставил во главу всего воспитания.

На основе ведущих положений системы Э. Жака - Далькроза было построено музыкально- ритмическое воспитание и в нашей стране. Этим занимались ведущие отечественные педагоги, такие как: Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Н. А. Ветлугина и другие.

Цель музыкально-ритмической деятельности состоит в углублении восприятия музыки, ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения. Главное, на что должен быть нацелен педагог - это стремление приобщать к движению под музыку всех детей, не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно приобрести чувство уверенности в своих силах путем подбора такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность. А слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. А, согласно исследованиям ведущих педагогов, занятия с движениями под музыку имеют особое значение для детей с задержкой или патологией в развитии, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (например, Саша и Ярослав).

В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

Конечно же, задачи, поставленные перед музыкально-ритмической деятельностью, разнообразны и сложны. Поэтому в каждой возрастной группе они решаются с постепенным усложнением. Во всем должна быть последовательность их решений.

Источниками музыкально-ритмической деятельности принято считать физические упражнения, танец и сюжетно - образные движения:

1. Из физических упражнений применяются основные движения (ходьба, бег, поскоки, общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения, передвижения).

Примеры:

«Ножками затопали» (М. Раухвегер) – младшая группа;

«Барабанщик» (М. Красева)средняя группа;

«Большие и маленькие ноги» (В. Агафонникова) – старшая группа;

«Упражнение с флажками» В. Козыревой.

2. Также используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных композиций.

Примеры:

«Колпачок» (русская народная игра)средняя группа;

«Как пошли наши подружки» (русская народная игра) – старшая группа;

«Как на тоненький ледок» (русская народная игра) - старшая группа.

3. Сюжетно - образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения транспорта и т. д.

Примеры:

«Медведь» (Р. Ребиков) – младшая группа;

«Кошечка» (Т. Ломовой) – младшая группа;

«Лошадка» (А. Филиппенко)средняя группа;

«Звероловы и звери» (Е. Тиличеевой) – старшая группа;

«Ворон» (русская народная игра) - старшая группа.

Подбор репертуара для такой музыкальной деятельности также имеет большое значение. Поэтому следует учитывать:

- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность образов;

- моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;

- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;

-соответствие движений характеру музыки, ее образам;

-разнообразие движений (танцевальные, сюжетно - образные, физические).

Сами движения должны соответствовать музыке, а также быть:

- доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

- понятными по содержанию игрового образа (например, для младших-мир игрушек, окружающей среды, персонажи популярных мультфильмов; для старших - мир сказок, переживаниями различных состояний)

- разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения (стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и другие).

Итак, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, будет их дальнейшее развитие, становление личности. И, возможно, меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки…

В своей работе я использую несколько известных программ, которые успешно реализуют задачи по развитию музыкально-ритмической деятельности, как части эстетического воспитания. Это программы:

1. «Ладушки» (И. Новоскольцевой и И. Каплуновой)

2. «Музыкальные шедевры» (О. Радыновой)

3. «Ритмическая мозаика» (А. Бурениной)

Дошкольный период детства наиболее благоприятен для возникновения устойчивого интереса к музыке, развития эстетических переживаний, умения творчески самостоятельно действовать. Высокая восприимчивость, эмоциональная отзывчивость детей обусловленные пластичностью их нервной системы, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания детей. Доказано, что уже с самого раннего возраста у детей формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, интерес к музыкально - ритмическим движениям.

В первые пять лет жизни с развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, рождается творческое воображение. Дети овладевают двигательной культурой и, как следствие, у них развивается ритмичность и координация движений, формируются навыки в выполнении танцевальных движений. Переживания детей приобретают эстетическую окрашенность. А это очень важно! Ведь развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Конспект НОД по художественной музыкально-ритмической деятельности детей средней группы Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию детей средней группы (музыка) Выполнила:.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Планирование музыкально-ритмической деятельности в старшей группе на июньПланирование музыкально-ритмической деятельности в старшей группе на июнь Планирование музыкально-ритмической деятельности в старшей группе на июнь 1-я неделя Тема: День России Цель: Воспитание любви к Родине,.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эстетическое развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности
Опубликовано: 14 мая 2021 в 07:32
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эстетическое развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Чистякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД