Татьяна Чистякова
Эстетическое развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Эстетическое развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности»
«Музыка - самое мощное оружие,
поскольку ритм и гармония
проникают в самые сокровенные
глубины человеческой души»
Многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства, как могучего средства воспитания в ребенке общечеловеческих ценностей, таких как добро и красота.
Публикация «Эстетическое развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности» размещена в разделах
Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, дает возможность им получить общее моральное, физическое и главное - эстетическое развитие.
Эстетическое воспитание предполагает:
Чувственное восприятие и понимание детьми прекрасного;
Умение различать хорошее и плохое;
Творческие и самостоятельные действия.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. При правильном подходе Ритм и Гармония поселятся в душе ребенка, наполнят ее красотой и сделают его прекрасно мыслящим.
Хотя вопрос о синтезе движения и музыки издавна рассматривали в воспитании детей философы Древней Индии, Китая и Греции, но впервые обосновал его в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог, композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Великий педагог-новатор был убежден, что развивать музыкально-ритмические способности можно и необходимо у всех детей. Поэтому глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение и умение выражать себя в движениях он ставил во главу всего воспитания.
На основе ведущих положений системы Э. Жака - Далькроза было построено музыкально- ритмическое воспитание и в нашей стране. Этим занимались ведущие отечественные педагоги, такие как: Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Н. А. Ветлугина и другие.
Цель музыкально-ритмической деятельности состоит в углублении восприятия музыки, ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения. Главное, на что должен быть нацелен педагог - это стремление приобщать к движению под музыку всех детей, не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно приобрести чувство уверенности в своих силах путем подбора такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность. А слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. А, согласно исследованиям ведущих педагогов, занятия с движениями под музыку имеют особое значение для детей с задержкой или патологией в развитии, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (например, Саша и Ярослав).
В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Конечно же, задачи, поставленные перед музыкально-ритмической деятельностью, разнообразны и сложны. Поэтому в каждой возрастной группе они решаются с постепенным усложнением. Во всем должна быть последовательность их решений.
Источниками музыкально-ритмической деятельности принято считать физические упражнения, танец и сюжетно - образные движения:
1. Из физических упражнений применяются основные движения (ходьба, бег, поскоки, общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения, передвижения).
Примеры:
«Ножками затопали» (М. Раухвегер) – младшая группа;
«Барабанщик» (М. Красева) – средняя группа;
«Большие и маленькие ноги» (В. Агафонникова) – старшая группа;
«Упражнение с флажками» В. Козыревой.
2. Также используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных композиций.
Примеры:
«Колпачок» (русская народная игра) – средняя группа;
«Как пошли наши подружки» (русская народная игра) – старшая группа;
«Как на тоненький ледок» (русская народная игра) - старшая группа.
3. Сюжетно - образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения транспорта и т. д.
Примеры:
«Медведь» (Р. Ребиков) – младшая группа;
«Кошечка» (Т. Ломовой) – младшая группа;
«Лошадка» (А. Филиппенко) – средняя группа;
«Звероловы и звери» (Е. Тиличеевой) – старшая группа;
«Ворон» (русская народная игра) - старшая группа.
Подбор репертуара для такой музыкальной деятельности также имеет большое значение. Поэтому следует учитывать:
- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность образов;
- моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;
- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;
-соответствие движений характеру музыки, ее образам;
-разнообразие движений (танцевальные, сюжетно - образные, физические).
Сами движения должны соответствовать музыке, а также быть:
- доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
- понятными по содержанию игрового образа (например, для младших-мир игрушек, окружающей среды, персонажи популярных мультфильмов; для старших - мир сказок, переживаниями различных состояний)
- разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения (стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и другие).
Итак, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, будет их дальнейшее развитие, становление личности. И, возможно, меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки…
В своей работе я использую несколько известных программ, которые успешно реализуют задачи по развитию музыкально-ритмической деятельности, как части эстетического воспитания. Это программы:
1. «Ладушки» (И. Новоскольцевой и И. Каплуновой)
2. «Музыкальные шедевры» (О. Радыновой)
3. «Ритмическая мозаика» (А. Бурениной)
Дошкольный период детства наиболее благоприятен для возникновения устойчивого интереса к музыке, развития эстетических переживаний, умения творчески самостоятельно действовать. Высокая восприимчивость, эмоциональная отзывчивость детей обусловленные пластичностью их нервной системы, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания детей. Доказано, что уже с самого раннего возраста у детей формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, интерес к музыкально - ритмическим движениям.
В первые пять лет жизни с развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, рождается творческое воображение. Дети овладевают двигательной культурой и, как следствие, у них развивается ритмичность и координация движений, формируются навыки в выполнении танцевальных движений. Переживания детей приобретают эстетическую окрашенность. А это очень важно! Ведь развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом.