татьяна шеньшина
Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. Лаборатория для исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов.
Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.
Публикация «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста, Лаборатория для исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность. В этой деятельности он развивается как личность. Дети любознательны и задают много вопросов: Почему? Зачем? Как устроен мир? Ведь «ребёнок по своей природе - пытливый исследователь», - как считает Н. Н. Поддьяков.
Дети с нетерпением ждут нового проведения кружка по экспериментированию, радуются новой возможности, что–либо «открыть», исследовать, узнать самому, что же будет на самом деле. Дети сами находят и узнают истину, ведь в эксперименте участвуют они тоже сами (можно смешать краски, бросить льдинку в воду, взбить пенный замок).
Наша мини-лаборатория создана для развития у детей познавательного интереса, эстетического, эмоционального развития, приобретения навыков самостоятельной работы, развития воображения, мышления, интеллекта, повышения интереса к исследовательской деятельности,формирования научного мировоззрения. В лаборатории дети заняты игровой, экспериментальной деятельностью, наблюдениями. Мини-лаборатория
входит в состав экологического комплекса. Ее главное назначение – повышение эффективности экологического образования.
В зоне лаборатории на полочках расположены, наборы стаканчиков разной степени прозрачности, ложечки, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования, вата, губки, лупы, микроскопы, песочные часы, комплекты для игр с водой, песком, воздухом, магниты, кисточки, краски, термометры, зеркала, различные по размеру семена растений, воронки, различные по размеру бутылочки, пипетки, мензурки, фонарики, материалы для игр с мыльными пузырями, воздушные шары, сыпучие материалы (сахар, песок, соль, крахмал, мука, глина, различные по объему емкости, камни, металлические, стеклянные, пластиковые, деревянные предметы, макет горы-вулкана (для проведения опыта «Извержение вулкана», шапочки различных зверей, рыб, насекомых, капелек воды.
Работа в лаборатории проводится в игровой форме. Дети становятся юными учеными и с удовольствием проводят опыты с водой, снегом, льдом, паром, растениями, воздухом и т. п.
Приборы и оборудование для мини-лабораторий
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.)
Мини – лаборатория в нашей группе!
На верхней полке находятся предметы для проведения опытов с водой и воздухом.
Дети дуют воздух через трубочки для коктейля.
В коробочках лежат пуговицы для определения свойства пластмассы, прозрачности воды, разные крупы, воздушные шарики, для определения силы воздуха, увеличительное стекло для рассматривания семян, насекомых и т. д., воронка для наливания воды, песочные часы для определения времени, разные пробирки для определения формы воды, стаканчики для переливания воды ит. д.
Макет вулкана и морской тематики.
А на этой полочке располагается магнит и металлические предметы для определения свойства магнита, тазики для проведения опытов с водой, песком и глиной.
С помощью расчесок определяем как намагничиваются наши волосы.
Мини – огород, за которым мы наблюдали,
ухаживали посадив семена.
Опыт с орехом и рисом.
Опыт с огнем и яйцом.
Свойства воды в мороз.
Вода вымерзла и платочки сухие…
Цветные льдинки!
Взаимодействие лекарства и огня.
Благодаря проведению исследовательской деятельности создается благоприятный психологический климат детей в детском саду!
Спасибо за внимание!