Марина Куксина
Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельность присуща детям от рождения. Самый лучший метод познания – это самостоятельная деятельность детей.
Исследовательская деятельность – это не просто экспериментирование, это осознанная добыча новых знаний.
Компоненты исследовательской деятельности :
1. Собственное экспериментирование – манипулирование и наблюдение, что из этого получится.
Публикация «Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
2. Умение получать сведения из самых различных источников.
3. Умение перерабатывать и обрабатывать эти сведения в своей голове – анализ, синтез, классификация.
Исследование предполагает постановку проблемы, выдвижение гипотезы, ее проверку и анализ результатов. Проблема – (с греческого задача, задание) это умение задавать вопросы. Гипотеза – (с греческого предположение) это научное предположение, выдвигаемое для объявления какого-либо явления и требующая проверки на опыте и подтверждения фактами для того, чтобы стать научной теорией. Гипотеза, как путь предполагает верное решение найти правильный ответ. С каких слов мы начнем гипотезу: я думаю, допустим, а что если, может быть, предположим.
Исследовательская деятельность – это возможность самому ребенку сделать маленькое открытие. Дети для себя открывают мир. Игра в своей основе имеет исследовательскую деятельность с игрушкой. Сначала игра – исследовательская деятельность – творчество, затем учебное открытие – учебно-исследовательская деятельность – научное открытие.
Задачи педагога организация исследовательской деятельности, подвести ребенка к такому открытию и научить задавать вопросы. Вопросы, кото-рым мы учим ребенка, должны начинаться с вопросительных слов: как, что, что это такое, где, откуда, зачем и т. д. Вопрос «почему» самый не продуктивный доказывают ученые, так как предполагает готовый ответ.
Что необходимо для исследовательской деятельности? Нужна организация предметно-пространственной среды: отдельный стол, небьющиеся стаканчики, песок, листья. Исследовательские занятия можно проводить с 5 летнего возраста. Важно, чтобы исследовательские предметы были доступны всегда, и ребенок мог закончить свое исследование.
Как помочь увидеть проблему? Есть несколько видов упражнений.
1. Упражнение «Смотреть на мир чужими глазами».
Суть упражнения в неоконченном рассказе. Взрослый зачитывает рассказ и неоконченное просит рассказать с точки зрения птиц, зайчика, шофера. Детям закончить рассказ устно. Важно, чтобы дети были раскованы и вели себя смело.
2. Упражнение «Найти как можно больше вариантов нетрадиционного использования предметов». Поощряется самый неожиданный ответ. Развиваются все параметры криативности детей : гибкость, продуктивность, оригинальность мышления.
Элементарные опыты.
1. «Необычные корни» - в емкость с плотной крышкой с решеточкой над водой, на которой лежит черенок сцендапсуса, традесканции.
Цель: выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растения.
Наблюдаем, подливаем воды и как только появились воздушные корни, обращаем внимание детей, задаем вопросы: что это появилось у растения?
2. «Почему больше»
Цель: установить зависимость количества поглощаемой влаги от величины листьев.
В пластиковые стаканы с водой ставим черенки дифенбахии и колеуса, а сверху еще (усложняем) надеваем полиэтиленовые мешочки и у дифенбахии быстрее появляются капельки воды на мешочке. Высказываем гипотезы.
3. «Дождь без туч» - понадобится губка, пипетка и прозрачная емкость.
Цель: выявить механизмы повышенной влажности в джунглях.
Капаем из пипетки на губку, а потом переворачиваем над тазом с водой и смотрим, как капает вода. Вывод: вот почему в джунглях идет дождь без туч.
4. «Чем нюхает червяк» - поочередно подносим ватку с одеколоном к передней, задней частям и к середине, он изгибается везде. Везде отверстия.
Цель: привести детей к пониманию особенности восприятия запаха дождевыми червями.
5. «Какая лучше почва» - взять черенки традесканции и посадить в стаканы с глиной, песком и обычной почвой.
Цель: какая почва является наиболее лучшей для произрастания растений.
6. «Более длительный опыт» - насыпать в аквариум почву, или на участке выкопать ямку 10см и закапать листья, бумагу, пластиковую бутылку. Наблюдаем, через год от листьев остались жилки (скелетированный лист, бумага слегка сгнила, а бутылка не изменилась.
Цель: выявить, что быстрее перегнивает, а что загрязняет.
7. «Почему в тундре летом много воды» - понадобится емкость с водой и замершая почва. Наливаем на почву воду, отмечаем, вода не просачивается, стоит на поверхности. Многолетняя мерзлота не пропускает воду и она остается на поверхности.
Цель: объяснить некоторые природно-климатические особенности зон Земли.
8. «Почему в пустыне мало воды и почему растения плохо растут».
Оборудование: 2 прозрачные емкости, 2 воронки, песок и глина.
Полить песок водой, она просачивается быстро и уходит в глубь. Полить глину водой, она не просачивается, стоит и солнце ее высушивает.
Цель: объяснить особенности почвы в пустыне.
9. «Растительность пустыни».
Цель: выяснить, почему растения с большими листьями не могут и не растут в пустыне.
Одевают полиэтиленовые мешки на листья дифенбахии, колеуса, традесканции. Вывод: листья в пустыне видоизменились до колючек – кактусы.
10. «Где вырастет быстрее» - одно растение посадить в горшок, а другое в стакан с грязной землей водой и через 3 недели посмотреть, где растение больше. Почему в стакане с водой растение меньше. Вывод: в почве больше еды растению.
Цель: выяснить, что нужно растению для роста.
11. «Листья, семена»- рассматривание в лупу листьев, семян. Рассказать, что листья – это кухни, где варится пища для всего растения и орган его дыхания. Рассмотреть семена в разрезе, с ростками, с корнями. Вырастить растение из семени.
Цель: объяснить свойства листьев и значение семян.
Опыты и приемы с водой.
Дети должны самостоятельно провести опыты.
1. Вода прозрачная, а молоко нет. Рассмотреть стаканы с водой и молоком.
2. У воды нет вкуса. Сравнить с соленой и сладкой водой.
3. У воды нет запаха. Сравнить с соком, чаем, кофе.
4. Лед – это твердая вода. Заморозить и разморозить воду.
5. Пар – это тоже вода. Нагреть воду и закрыв емкость с идущим паром крышкой, рассмотреть капли на ней. Можно термос с горячей водой накрыть стеклом.
6. Вода жидкая, может течь. Рассмотреть кисель разной густоты.
7. В воде одни вещества растворяются, а другие нет. Смешивание воды с сахаром и песком. В природе есть вещества, которые могут растворяться в воде или не могут?
Опыты для развития творчества у детей.
1. Что случилось бы с нашими блюдами, если сахар и соль не могли раствориться в воде. Пробуем соленую и сладкую пищу и несоленую и несладкую.
2. На дно аквариума песок, а если сахарный песок или на дно реки. Что произойдет?
3. Лед легче воды. Что происходит со льдом весной во время ледохода. Наблюдения на улице луж.
4. Вода бывает теплой, холодной и горячей. Изменяем температуру до помещения льда и со льдом, когда он растаял. В водоемах есть холодная и горячая вода и там все равно живут рыбы.
5. Вода не имеет формы. Рассмотреть кубик льда и положить на блюдце таять. Воду переливаем из сосуда в сосуд.
6. Прием на экологических занятиях – игра «Ходит капелька по свету». Рассказ о круговороте воды. В итоге капельки растворяются в почве и питают растения вместе с минеральными веществами (полезные вещества, витаминки нужные для роста).