Симакова Татьяна
Экологические игры и игровые упражнения. Градация по возрастам
▼ Скачать + Заказать документы
Экология в наше время, одна из важнейших тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Публикация «Экологические игры и игровые упражнения, Градация по возрастам» размещена в разделах
Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем. Что можно сделать, чтобы наш Дом стал краше и богаче.
Игры необходимо использовать как системный компонент заняттий по экологическому образованию, начиная с младшей возрастной группы. На данном возрастном этапе они используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученными детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий. В младшем дошкольном возрасте целесообразно использовать настольно-печатные игры экологического содержания.
В средней группе игры используются в целях уточнения, закрепления, элементарной систематизации полученных детьми знаний о мире природы, а также в целях развития познавательной активности и мыслительных процессов и операций дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте игры используются в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение. В связи с усложнением образовательной нагрузки меняются и сами игры. Усложняется их содержание, правила, задачи, игровые действия.
Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность, она основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.
Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу заданную взрослым.
Таким образом, именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания.
Экологические игры можно разделить на несколько видов:
Ролевые экологические игры (творческие игры).
Сюжетно – ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута на основе различных событий жизни - посещение цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, экскурсия на луг, в лес, поле, теплицу, сельскохозяйственную выставку (или рассказать о ней, демонстрируя рассказ иллюстрациями).
Принимая на себя роль в игре, ребёнку необходимо уметь соответственно реагировать на действия и речь посетителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью. В процессе наблюдений за окружающими необходимо предусмотреть разные ситуации, предполагаемые различное взаимодействие людей с природой.
Играя в игру «Семья» можно создать сложную ситуацию, направленную на знание того, как варить суп, из каких овощей, как их нужно мыть, где их лучше выращивать и так далее.
В игре «Поездка в лес», можно решить несколько задач: формирование знаний о том, что растёт в лесу и кто живёт, правила поведения в лесу, а также безопасность в лесу (не рвать незнакомые травы, цвет, грибы, не брать на руки животных и так далее, не уходить от взрослых).
Соревновательные экологические игры.
Такие игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений. К ним относятся: конкурс – аукцион, конкурс – марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и так далее.
Это игры, в которых дети демонстрируют свои знания. Логически мыслят, быстро принимают решения. А также и выполняют практическую деятельность.
Например, в игре КВН дети отвечают на поставленные вопросы, зарисовывают ответы, решают проблемные задачи, поют, танцуют, выполняют трудовую деятельность. На протяжении всей игры наблюдается активная работа детей, дети помогают друг другу, а главное – это учатся правильно относиться к окружающему миру, для чего человек пришёл в этот мир? Не только быть пользователем и потребителем природы, а быть созидателем и принимать участие в сохранении и сбережении богатства природы.
Игры – путешествия.
Широко применяются в практике данные игры, в которых дети попадают на Северный полюс, на дно океана или моря, на солнечную планету и так далее.
Например игра «Путешествие в лес», в ходе игры Я буду вам говорить, как дети себя ведут в лесу, а вы, если правильно будете громко кричать: «Да», но если не правильно, то вы кричите: «Нет»!
1. На полянке посидели, Все попили и поели,
А потом пошли домой — Мусор унесли с собой! Правильно?
2. Можно по лесу гулять ветки с дерева ломать?
3. Девочки цветочки рвали и в веночки заплетали.
Данные игры также способствуют расширению знаний о мире, правильно относиться к предметам окружения и стремление больше узнать. Способствуют экологическому воспитанию : не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь животных и создавать им природные условия места их обитания.
Дидактические игры.
Эти игры носят разнообразный характер: речевые игры, развивающие, математические.
«Четвёртый лишний»
Цель: закрепить умения детей классифицировать.
Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и дать сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку, так как меняет шубку (шерсть становится более тёплой и густой, сама достаёт корм, она санитар леса (уничтожает мышей, больных животных).
Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку.
Различные настольно – печатные и развивающие игры позволяю не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания, дети учатся правильно относиться к природному окружению.
Игры с природным материалом.
Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике.
«Угадай, что там»
Нужно сделать мешочки, которые будут наполнены природным материалом. Ребенок должен на ощупь угадать, что в данном мешочке лежит.
«Найди отличия»
Здесь можно придумать различные варианты с природным материалом. Например, на двух листах бумаги А4 можно составить композицию, и затем ребенок должен найти отличия.
Интересным в экологическом образовании дошкольников стало создание книжек малышек, содержание которых направлено на формирование у детей не только экологических представлений, но и гуманного отношения к животным, растениям, правильного поведения в природе.
Таким образом, в процессе игровой деятельности формируется у детей умение осознать себя частью мира, формируется и углубляется система представления детей о явлениях и объектах неживой природы. У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не жили у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни. Каждый человек должен знать правила здорового образа жизни и выполнять их. Знания о природном окружении нам необходимы для того, чтобы ей не мешать, но и уметь оберегать и поддерживать.
Дидактические игры
Игры ориентированные на содержание игровых действий
Музыкальная : «У бабушки Маши» (первая младшая группа)
Учить подражать голосам животных, прививать любовь к животных.
Кубик на гранях которого изображены петух, курицы, кот, собака, корова. Дети передают друг другу кубик, под стук бубна. Когда звук умолкает малыш бросает кубик на пол и имитирует голос животного, чье изображение оказалось сверху.
Сенсорная : «Угадай, что в мешочке» - вторая младшая группа) – тренировать навык узнавания предмета на ощупь, повторять название фрукта, овоща. Воспитатель предлагает по очереди опускать руку в мешочек, называть предмет, а затем доставать его.
Логическая : «Выбери нужное» (средняя группа) - закреплять знания о различных категориях природных обьектов. Воспитатель показывает картинки с изображением обьектов неживой и неживой природы, а дети называют категорию живая!неживая природа.
Словесная : «Весной, летом, осенью» (старшая, подготовительная группа) – повторить материал, связанный временем цветения растений., учиться классифицировать растения по сезону цветения.
Педагог обращается к ребенку, называет время года, а дошкольник в ответ называет цветок, овощ, фрукт, который растет в это время года.
Игры, в которых сюжет отталкивается от материала
Настольно печатные игры – «Где растет» (первая младшая группа). Закреплять знания о плодах, которые растут в саду и на огороде. Дети по очереди берут карточки с плодами, называют их и кладут на изображение огорода или сада. С детьми первой и второй младших групп используем загадки с рифмовыми договорками.
Спит зимой весну он ждет очень любит сладкий мед нравится ему реветь этот зверь лесной – медведь.
В средней группе загадки усложняются, теперь требуется не договорить ответ по риыме, а ответить на вопрос:
Это что за потолок то он низок то высок то он сер то беловат то чуть- чуть голубоват а порой такой красивый кружевной и синий синий - небо.
Для старшей и подготовительной групп предлагаем загадки более длинные, чтоб дети учились улавливать сюжетную линию в сложных высказываниях.
Назовите-ка ребята, месяц в этой вот загадке дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи на поля и на луга до весны легли снега только месяц наш пройдет мы встречаем новый год. Декабрь.
Подвижные игры с экологическим содержанием.
Мышеловка.
Ход игры:
Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:
Ах, как мыши надоели,
Всё погрызли, всё поели,
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из неё. По сигналу воспитателя «Хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки, считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.
Гуси-лебеди.
Ход игры:
На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк. Остальное место луг. Дети, исполняющие роль волка и пастуха, назначаются воспитателем, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лугу, летают.
Пастух. Гуси, гуси!
Гуси. (Останавливаются и отвечают хором). Га, га, га!
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да, да, да!
Пастух. Так летите!
Гуси. Нам нельзя,
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Пастух. Так летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья (вытянув руки в стороны, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек (по условию игры) подсчитывают пойманных волком гусей. Затем назначаются новые волк и пастух. Игра повторяется 3-4 раза.
Караси и щука.
Ход игры:
Половина играющих, становясь друг от друга на расстоянии трёх шагов, образуют круг. Это пруд, на берегу которого лежат камешки. Одни из играющих, назначенный воспитателем, изображает щуку, он находится вне круга. Остальные играющие – караси, они плавают (бегают0 внутри круга, в пруду. По сигналу воспитателя «Щука!» щука быстро выплывает в пруд, стараясь поймать карасей. Караси спешат спрятаться за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу и изображающих камешки. Щука ловит тех карасей,которые не успели спрятаться за камешки, и уводит к себе в дом. Игра проводится 2-3 раза, после чего подсчитывается число пойманных щукой карасей. Затем на роль щуки назначается другой играющий. Игры повторяется 3-4 раза.
Указания. При повторении игры, когда выбирают новую щуку, дети, изображающие карасей и камешки, меняются ролями.
Хитрая лиса.
Ход игры:
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой. Воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, пытаясь выяснить, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие хором три раза (с небольшими промежутками) спрашивают (сначала тихо, а потом всё громче) : «Хитрая лиса, где ты?» При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Хитрая лиса, где ты?» - будет произнесён в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2-3 детей, воспитатель произносит громко: «В круг!» Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.
«Цветы»
Цель: Называть и различать цветы.
Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.
Ход игры:
Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.
Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.
По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.
Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.
Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.
Удочка.
Ход игры:
Дети становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга воспитатель. Он вращает по кругу шнур, к концу которого привязан мешочек с песком. Играющие внимательно следят за мешочком, при его приближении и подпрыгивают на месте вверх, чтобы мешочек не коснулся ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и выбывает временно из игры. Вскоре делается небольшой перерыв, игра возобновляется, в ней снова участвуют все дети.
Указания. Конец шнура с мешочком должен скользить по полу. Если все дети легко справляются с заданием, можно слегка приподнять мешочек от пола. Вращать шнур нужно не только по часовой стрелке, но и против. Для усложнения игры между двумя прыжками можно дать детям дополнительное задание: присесть и встать, повернуться 1-3 раза вокруг и др. Вместо подпрыгивания вверх можно отпрыгивать от «удочки» назад.
«Сокол и лиса»
Цель игры : Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.
Умение быстро действовать по сигналу ведущего.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.
Вспомнить повадки лисы.
Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.
Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.
Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.