Наталья Чучалина
Конспект занятия «Экологическая безопасность» (ФГОС). Школа России, 3 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая безопасность
Тема урока Экологическая безопасность
Тип урока Урок – конференция (Изучение и первичное закрепление нового материала
Класс 3
Предмет Окружающий мир
Место занятия в системе образовательных мероприятий Урок является заключительным в разделе «Наша безопасность» (программа «Мир вокруг нас» автор: А. А. Плешаков. // «Школа России». В 2 ч. Ч. 2.- 5-е изд. - М. : Просвещение, 2013г.)
Цель урока Создание методических условий, ориентированных на формирование экологической культуры подрастающего поколения, активной гражданской позиции по сохранению среды обитания и здоровья человека
Публикация «Конспект занятия „Экологическая безопасность“ (ФГОС), Школа России, 3 класс» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи направленные на достижение личностных результатов:
1. Способствовать осознанию детьми проблемы экологической безопасности дома, школы, города, страны, мира.
направленные на достижение метапредметных результатов:
2. Обеспечить освоение детьми таких активных методов обучения, как «ЗХУ» («знаю-хочу узнать-узнал»).
3. Развивать коммуникативную культуру учащихся через организацию содержательного учебного диалога в процессе обсуждения проектов конференции.
4. Формировать умения самостоятельно приобретать знания, осуществлять исследовательскую, информационно-учебную деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.
направленные на достижение предметных результатов:
5. Обеспечить усвоение понятий «экология», «экологическая безопасность», «цепь загрязнения».
Виды деятельности учащихся на уроке и его подготовке - учебное сотрудничество посредством организации диалога «Докладчик» - «Слушатели» в рамках темы урока;
- индивидуальная исследовательская деятельность (в процессе самостоятельной подготовки проектов);
- игровая
Результативность проведенной урока для ее участников
• Осознание личной и общественной значимости природоохранной деятельности человека с целью обеспечения экологической безопасности.
• Способность к анализу конкретной жизненной ситуации, проблемы.
• Умение видеть противоречия и проблемы.
• Умение работать с текстом с помощью его маркировки, различными приемами фиксации прочитанного (услышанного).
• Способность к самоанализу и рефлексии.
• Способность аккумулировать и передать свой опыт, использовать опыт деятельности других.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс
1. Личностные УУД:
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
2. Регулятивные УУД:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
3. Познавательные УУД:
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
4. Коммуникативые УУД:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока
- Информационная (умение представлять результаты данных в виде простейших таблиц, слайд-презентаций)
- Учебно-познавательная (умение находить и применять информацию)
- Коммуникативная (умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения (в том числе, пробы общения в сети Интернет; умение презентовать свои достижения)
- Социальная (способность критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат)
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуй, планета Земля. Здравствуйте, дети. Здравствуйте леса и горы. Здравствуйте, птицы и звери.
- Если бы вот так человек каждый день здоровался со всеми, то наша планета, наш дом, была бы счастлива.
II. Проверка Д/З.
- Перед вами человек. Счастлив ли он?
- Почему? Что нужно помнить, чтобы не случилась беда?
…На прошлом уроке мы с вами говорили об опасности для жизни, которую несет в себе молния.
Вспомним правила, чего нельзя делать во время грозы. Разместите слово нельзя там, где вы считаете нужным – 1 ученик у доски.
– Что нужно делать, чтобы не отравиться опасными растениями и грибами?
– Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с кошкой и собакой?
III. Выход на тему урока и постановка учебной задачи (фрагмент урока, видеозапись, начинает звучать музыка.
Слайд 1.
- Посмотрите на лицо этого человека. Здоров ли он?
- Что нужно человеку, чтобы быть здоровым?
- Обобщите эти понятия и назовите одним словосочетанием. Слайд 2
- Как называется наука, которая учит бережному отношению к окружающей среде?
- Значит, о какой безопасности пойдет речь?
- Сформулируйте тему урока. Проверим ваши предположения по учебнику (стр. 31)
- А сейчас продолжите мою мысль: Если человек нездоров, значит, нездорова …
- Да, к сожалению, окружающая среда иногда может быть для человека опасной
Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. (Открыли глаза.) Это – Земля. (появляется глобус)
Рассмотрите панно (изображение Земли). Это кусочек нашей Земли. На полянке радуются дети. Чем бы вы украсили полянку? (цветы, деревья. птицы., один ученик украшает панно, а второй читает стихотворение.)
– Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.
Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.
Где бы мы не жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья
У: – Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.
– Люди, к сожалению, сами, своими руками загрязняют окружающую среду: воздух, воду и почву.
IV. Работа над темой урока
– Как происходит загрязнение окружающей среды? Слайд 3,4,5
- Чья здесь вина? … Слайд 6
- Существует два источника загрязнения: естественный и искусственный. Естественный - это вулканы, лесные пожары, пыльные бури, выветривание. Источником искусственного загрязнения является человек, вернее, продукты его деятельности.
Ежегодно в атмосферу Земли выбрасываются сотни тонн вредных веществ, которые никуда не деваются. (Сообщения учащихся: Разуваева Л, Кулик С, Савельев И). … Слайд 7
Разуваева Лиза:
В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей. Так, например. В Москве выбросы от автотранспорта превысили 800 тысяч тонн в год. Это 70% от общего количества загрязняющих веществ. Поступающих в атмосферу города за год. Нетрудно подсчитать, что за год выбрасывается более 1 миллиона тонн вредных веществ.
Кулик Соня:
Особенно опасны для жизни и здоровья людей радиоактивные осадки. Это пыль и капельки влаги, которые приносятся ветром с территории, где происходит испытание ядерного оружия или произошли аварии на атомных электростанциях. Например в Чернобыле, в Японии, после цунами 11 марта 2011 года.
Савельев Илья:
Что сегодня происходит с водоемами? Они загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Соли различных метало попадают в водоёмы, и их поглощают водные растения. Далее по цепочке питания они поступают к растительным животным, затем – к хищным.
У: Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения. Слайд 8.
Что ещё наносит вред нашему организму? (некачественные продукты питания)
Прочитайте статью в учебнике на странице 35. (Конечно мы не знаем, какое мясо пошло на изготовление колбасы, которую мы купили в магазине. Но не собирать грибы и ягоды около автомобильных дорог и не покупать продукты с рук мы можем)
Предлагаю вывести правила личной экологической безопасности. Только вот вопрос: «Зачем?» … Слайд 9
- Для этого вы сидите по группам. Все вместе вы Экологическая служба. Одна группа будет работать над тем, как защитить себя от загрязненного воздуха. Это «Небесный патруль»
- Вторая группа поработает над правилами защиты от загрязненной воды. Вы группа «Чистая капля»
- Третья группа будет «Врачами – экологами» и даст рекомендации, как защититься от загрязненных продуктов питания.
- А четвертая группа – это «Служба надзора»! Вы будете следить за работой всех групп и дополнять ответы ребят.
- Работаем следующим образом: на столах лежат условные ответы. Ваша задача, отобрать те из них, которые говорят о правилах личной экологической безопасности по вашей теме. Если какого-то ответа не хватает, можете дописать его самостоятельно.
- Служба надзора следит за работой остальных групп и дает рекомендации. Проверка.
Дети: - Мы считаем, что для того, чтобы защититься от грязного воздуха, нужно…
1. Передвигаться где нет транспортных средств или их движение ограничено.
2. Не останавливаться возле автомобиля с работающим двигателем
3. Не курить и не стоять около курящего человека.
- У остальных групп есть дополнения? Служба надзора, согласны? Что вы можете сказать о воздухе нашего города?
Аналогично проводится работа со 2 и 3 группой.
Ответы группы «Чистая капля»
1. Не пить воду из загрязнённых водоёмов.
2. Не купаться в загрязнённых водоёмах
3. Очищать воду с помощью бытового фильтра или покупать чистую воду в бутылках
Ответы группы «Врачи - экологи» (от загрязняющих веществ и продуктов питания)
1. Не собирать грибы и ягоды недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий
2. Тщательно мыть овощи и фрукты
3. Не ешь рыбу, выловленную из загрязнённой реки.
У нас в гостях специалист по изучению экологии нашего города Лебедев Артём. Предоставим ему слово (Проект)
I V. Ф И З М И Н У Т К А
Ты нам солнышко свети, (руки вверх)
Ты росиночка блести (присели, руки в стороны)
Ты цветочком расцветай! (поворот влево, развели руками)
Ты ягодкой поспевай, (руки опускают плавно сверху вниз)
Ты радугой загорай (описали полукруг в воздухе)
Ты грибочком подрастай (собирают грибы)
А ты ветер погуляй (руки вверх, качают руками)
Ты травушкой поиграй (руки перед собой, качают влево, вправо)
С песней птицу разбуди (руки вверх)
Зайцу бодрость подари (прыжки).
V. Первичное закрепление
- Итак, мы составили правила личной экологической безопасности. Если человек будет их соблюдать, каким он будет?
- Чтобы сберечь наш общий дом, должно потрудиться все человечество. Давайте мы попробуем рассказать людям, какой должна быть наша Земля. Работаем по группам.
- Группа «Небесный патруль» составит послание человечеству.
- Группа «Чистая капля» закончит картину, на которой изобразит Северо – Курильск таким, каким его хотелось бы видеть нам, жителям города. - Группа «Врачи – экологи» продумает экологически безопасный маршрут в школу и проложит его на макете.
- Группа «Служба надзора» продумает стратегию защиты окружающей среды. Проверка.
VI. Итог урока
Рефлексия
- Подведем итог. Вспомните, какие цели мы ставили сегодня на урок. Достигли ли вы этих целей?
- Закончите свою самооценку. Поставьте себе отметку за урок, а потом свою отметку поставлю вам я.
- Ну а теперь давайте посмотрим, какая будет наша планета, если мы о ней позаботимся.
Домашнее задание
- Дома еще раз внимательно прочитайте стр. 31-36 учебника. Ответьте на вопросы.
- И по желанию: ученые установили связь между чистотой воздуха и количеством лишайников на стволах деревьев. Чем чище воздух, тем больше лишайников. Поэтому вы можете исследовать деревья своего микрорайона и сделать выводы о чистоте воздуха.
VII. Подведение итогов дня на Дереве успехов
- Ваш учебный день окончен. Давайте подведем итоги дня на «Дереве успехов» Это не простое дерево. Если у вас сегодня все получилось, вы довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то прикрепите к ветке дерева яблоко.
- Если вы неплохо поработали, но что - то не получилось, то прикрепите к ветке цветок.
- Ну а если ваша работа сегодня вас не радует, настроение не очень хорошее, но вы не отчаиваетесь и завтра постараетесь все выполнить
на отлично, то прикрепите зеленый листок. Завтра все обязательно получится.
Самоанализ урока по окружающему миру
в 3 классе по теме «Экологическая безопасность»
Урок проведён по типу «Урок - конференция»
Перед собой ставила цель:
-сформировать у учащихся понятия об экологической безопасности, о цепи загрязнения; дать представление о взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы;
- развивать операции логического мышления : анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; создать благоприятные условия для изучения новой темы за счёт использования информационных технологий и методов обучения;
-воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Были поставлены цели для учащихся:
Знать:[/b]
- понятия экологической безопасности, цепи загрязнения.
Уметь:[/b]
- читать и слушать, извлекая нужную информацию; самостоятельно её находить в материалах учебника, дополнительной литературе;
- уметь рассуждать, доказывать, работать в группе.
Поставленные задачи старалась реализовать через деятельностный подход, т. е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, для этого использовала занимательный материал- видеосюжет, беседу, подвела учащихся к тому, что они должны узнать и уметь по данной теме.
На этапе изучения нового материала в ходе групповой работы учащиеся пришли к выводу, что загрязняющие вещества движутся по цепочке: человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются.
Для того, чтобы выявить, как были реализованы образовательные задачи на учебном занятии, провела проверку через самостоятельную работу (составление правил личной экологической безопасности)
Главная моя задача – развитие и воспитание, а также, развитие положительной мотивации к учебной деятельности. Я построила свой урок так, чтобы он был интересным, чтобы у детей не пропала мотивация к учению. В конце урока была проведена рефлексия, была возможность спокойно подвести итог урока и объяснить домашнее задание
Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.
В уроке использован межпредметный подход (изобразительное искусство, музыка, чтение).
Думаю, что дети тему усвоили, поставленные задачи реализованы.
В течение урока была организована работа по формированию УУД, а именно:
личностные УУД – положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, способность к самооценке своих действий;
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;
познавательные – читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно её находить в материалах учебника, дополнительной литературе, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы;
коммуникативные – вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.
Надпредметная компетентность: осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение.
Думаю, что на уроке был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, взаимодополнения, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика, оказывала ученикам различные виды поддержки: валеологическую, психологическую, педагогическую; содержание учебного материала было подобрано с учетом возрастных особенностей.
Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.