нина рябокон
Конспект урока по Орксэ в 4 классе «Чистый ручеёк нашей речи»
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем классе проходил открытый урок по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики». Тема урока была посвящена чистоте нашей речи. Урок проходил в форме игры -путешествия. Весь класс расположился вокруг воображаемого ручейка, который протекал в нашем классе, звучали голоса птиц, дул лёгкий ветерок. Ребята слушали журчание воды, любовались красотой окружающей нас природы. Работа была направлена на работу со словарями,в которых сохранилось ранее употребляемое слово "речёт".С рабочими тетрадями, в которых ребята писали слова, которые засоряют нашу речь. Много было использовано изречений мыслителей, пословиц и поговорок, разгадывали кроссворд. Урок прошёл на одном дыхании, был очень интересный.
Публикация «Конспект урока по Орксэ в 4 классе „Чистый ручеёк нашей речи“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Конспект урока
«Чистый ручеёк нашей речи».
Цели:
1) Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.
2) Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести.
3) Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.
Оборудование: кроссворд, изречения мыслителей, пословицы и поговорки, раздаточный материал.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Рассаживайтесь поудобнее. Сегодня нам предстоит очень важная беседа. А вот о чём мы будем говорить, вы догадаетесь сами, если посмотрите на доску и прочитаете то, что на ней написано.
Приятная речь для слуха – своего рода музыка (Аристотель) (дети обсуждают название темы, объясняют смысл записанного высказывания)
2. Упражнение в умении здороваться.
Дети встают в круг, берутся за руки.
С чего начинаем каждое занятие? (Со слов приветствия, пожелания друг другу здоровья.) Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте». Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение. (Читает учитель)
- А как нужно здороваться, чтобы на «капельку солнца прибавилось в мире»? (Использовать мимику, жесты, интонацию: здороваться, глядя в глаза человеку.)
Скажем друг другу «Здравствуйте!», что означает «Будьте здоровы!», и пройдём к своим местам.
3. Обсуждение темы урока
Я приглашаю вас завершить раздел об этике беседой у воображаемого костра.
Давайте представим, что мы в лесу. Рядом журчит вода в небольшой речушке.
-Какое слово похоже на слово «речка»? Речь.
-Речь и речка – что в них общего?
Для речки и для речи, важно плавное течение. Хорошо, когда речка полноводная, а речь наполнена смыслом и образными выражениями. В этом её глубина и красота. Течению реки часто мешают препятствия (камни, мели, а речи мешают спотыкания в словах и мыслях.
В словарях сохранилось ранее употребление слова «речёт»,говорит. Это близко по звучанию слову «течёт», которое можно применить и к речке, и к речи. Плавно течёт речка, спокойно. Плавно течёт речь,складно и красиво.
Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать её течению, засорять поток.
-А что необходимо, чтобы речь человека текла плавно?
Необходимо, чтобы поток речи не засорялся мусором ненужных, бессмысленных слов, которые не украшают, а портят нашу речь. Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк в лесу.
4. Игра «Чистый ручеёк нашей речи»
(написать в тетрадях тему урока, нарисовать ручеёк и написать по берегам ручейка слова, засоряющие нашу речь. Чёрным маркером зачеркнуть их.)
-Они исчезли.
-Дети читают предложения со словами, которые засоряют нашу речь и исправляют их.
Теперь мы будем слышать чистый ручеёк нашей речи.
5. Наблюдение за красотой, выразительностью речи.
Произнесённое слово выражает смысл сказанного и придаёт ему эмоциональную окраску. (читает учитель)
Чтение рассказов В. А. Сухомлинского «Одни и те же слова» и «Я хочу сказать своё слово»
-В чём вы видите эмоциональную разницу в произношении одних и тех же слов?
-Какие разные оттенки настроения дал нам почувствовать автор в описании неба?
-Найдите своё слово и его эмоциональную окраску к воображаемому ручейку у костра.
6. Работа с пословицами и поговорками о языке.
1. Речами тих, да сердцем лих.
2. Речь красна слушанием.
3. Говори, да не заговаривайся.
4. Слово толковое стоит целкового.
5. Говорит, словно реченька журчит.
7. Изречение мыслителей
8. Итог - кроссворд по теме урока
9. Обобщение знаний.
- Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего урока. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы говорили? С чем часто сравнивают речь человека?
-Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим? Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы. Поэтому читайте книги и учитесь красиво и правильно высказывать свои мысли.
В заключении звучит стихотворение И. А. Бунина «Слово»
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у них другого достояния!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.