Ирина Климова
Взаимодействие с семьями воспитанников по решению задач педагогической работы здоровьесберегающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для воспитателей
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Цель: Конкретизировать представления педагогов о здоровьесберегающих технологиях, применяемых в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Создание условий в ДОУ, способствующих укреплению здоровья ребёнка, содействие его разностороннему развитию
Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников по решению задач педагогической работы здоровьесберегающей направленности» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов, формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения в работе с детьми.
Дать определение понятию здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны.
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. Знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
В ДОУ может быть разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются :
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
4. Проводятся консультации, организуются практические занятия. Темы самые разнообразные.
Ход семинара:
- Добрый день, уважаемые педагоги! В этот январский денек всем очень хочется услышать добрые слова и комплименты.
- Давайте начнём наш семинар с игры-разминки, которая называется
«Доброе слово от солнышка». Я предлагаю вам взяться за руки. Это солнышко пробежит сейчас по кругу, а мы скажем друг другу комплименты.
Проводится игра.
- Итак, у вас всех поднялось настроение, вы сейчас очень внимательны и настроены на работу и общение. Мы можем начать работу нашего семинара.
Расскажу я вам старую легенду.
“Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги.
Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.
Стали решать, каким должен быть человек.
Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал:
“Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так:
“Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека. " Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.
Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нужд семьи, быть в курсе последних достижений науки.
Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Важным условием …. является создание моделей «воспитатель - родитель», воспитатель -психолог - родитель». Особая форма общения в этих моделях доверительно-деловой контакт.
Самая актуальная на сегодняшний день задача-это укрепление и сохранение здоровья детей, так как по данным медиков, в России 80% детей имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья. Здоровый ребенок легче усваивает полученные знания, у него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые к нему требования. Поэтому для решения задач по оздоровлению детей необходима совместная деятельность взрослых и детей, как в саду, так и в семье, так как семья – это среда, где формируется здоровье ребенка с рождения. Только совместное взаимодействие семьи и детского сада и их содействие друг другу даст результат.
Так что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии можно разделить на:
• технологии сохранения и стимулирования здоровья :
(динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз;
• дыхательная гимнастика, физкультурно-оздоровительная работа, массаж, психогимнастика);
• технологии обучения здоровому образу жизни : (физкультурные занятия);
• коррекционные технологии: (технологии музыкального воздействия — используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр., сказкотерапия, технологии воздействия светом — правильно подобранные цвета интерьера снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка);
Вы все знаете, что существуют 10 золотых правил здоровьясбереженя это :
• Соблюдайте режим дня!
• Обращайте больше внимания на питание!
• Больше двигайтесь!
• Спите в прохладной комнате!
• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
• Гоните прочь уныние и хандру!
• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Но детский сад – не лечебное учреждение. Наша с вами задача не заменить поликлинику, а проводить систематическую профилактическую работу, направленную на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей.
Давайте прямо сейчас с вами посадим дерево. И не просто дерево, а дерево яблоня, но яблок на нем нет, и мы с вами сейчас попробуем повесить яблочки на дерево, но они должны быть такими, как вы представляете себе, что такое здоровьесберегающие технологии.
(воспитатели выполняют работу, пишут на яблочках, и вешают и их на яблоню).
Ну вот, такое дерево теперь будет расти у нас в детском саду.
Советы родителям, воспитателям
«Я здоровым быть могу – сам себе я помогу».
• Новый день начинайте с улыбки и утренней зарядки.
• Соблюдайте сами режим дня и требуйте этого у своих детей.
• Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
• Любите своего ребенка – он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – ваши попутчики.
• Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
• Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
• Личный пример по здоровому образу жизни – лучше всякой морали.
• Используйте естественные факторы закаливания, чтобы быть здоровыми.
• Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
• Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.
• Успехов всем нам в сохранении и улучшении своего здоровья.
• Будьте молоды и жизнерадостны, как и ваши воспитанники.
Желайте себе и окружающим только добра! (Это касается всех нас, не только детей) Детский сад должен стать садом, где ребенка научат с ранних лет заботиться о своем здоровье. А это зависит от нас, взрослых, мы подаем пример своим поведением ибо ребенок, как банк, что в него вложишь, то и получишь. А прежде чем научить кого-то что-то делать, надо научиться, это делать самому. Ведь каждый из нас знает, что своё здоровье или близких тебе людей нельзя купить ни за какие деньги. Оно сохраняется или приобретается ежедневным трудом. Давайте же человеческую ценность – «здоровье» поставим из всех своих приоритетов на 1-ое место. И давайте это важное дело не оставлять на понедельник, а начнем прямо сейчас, неважно утро это, день или вечер.
Упражнение «Воздушный шар»
(о ценности здоровья для человека)
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место – семья и т. д. (в зависимости от выбора необходимо своими словами подвести к значимости здоровья в жизни людей)
«Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью…
Таким образом, можно сделать вывод о том, что система работы выбранная нами доказала свою эффективность, уменьшился процент заболеваемости детей, улучшились показатели координации движений, индивидуальной и коллективной пространственной ориентировки в процессе выполнения физических упражнений, дети стали более уверены в себе, улучшилась их самооценка. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста. Интерес к здоровому образу жизни повысился не только у детей, но и их родителей.