Ирина Крамер
Опыт работы «Взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие с семьями воспитанников
старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».
(Из опыта работы).
С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает участие общества в жизни ДОУ, а именно, родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9). Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, что повышает их ответственность за результативность учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Публикация «Опыт работы „Взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Перед нами, педагогами, поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Для координации взаимодействия определены и задачи :
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников, педагогов;
• поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.
Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности ДОУ. Современные родители в основном люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня не приносит положительных результатов. Гораздо эффективнее созданная атмосфера взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.
Работа с родителями в новых условиях всегда начинается с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно, используя наиболее распространённые методы изучения семьи : анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи. Все эти действия помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия, которая просто невозможна без учета интересов и запросов семьи.
В своей работе активно использую разные формы взаимодействия с родителями : консультации, анкетирование, родительские собрания; наглядное оформление стендов, уголков; совместные праздники, досуги, развлечения; мастер-классы; Дни открытых дверей, участие родителей в семейных конкурсах, выставках; домашние практические и творческие задания и многие другие. В рамках тематических недель, родителям предлагаются задания познавательного характера, такие как, например, найти информацию о каком – либо явлении природы, животном, растении, чтобы в дальнейшем дети могли обменяться полученной информацией друг с другом. Например: почему ласточки и скворцы улетают осенью, а воробьи и вороны остаются зимовать; откуда на окнах берутся узоры; чем отличается волк от собаки; почему зимой снег белый, а весной серый и многое другое.
В домашних бытовых условиях, в рамках семьи, ребенок получает информацию о самых разных явлениях и объектах природы, обретает трудовые навыки, закрепляет нормы и правила поведения, проявляет практикум доброты.
В процессе приобщения детей к социальной действительности, через родителей, воспитанники знакомятся с деятельностью взрослых, их взаимоотношениями на традиционных «Встречах с интересными людьми». Детям демонстрируются разновидности трудовой деятельности взрослого человека, результаты его труда, некоторые трудовые действия, предметы – помощники. Дети знакомятся с различными видами трудовой деятельности: профессиональный труд (сотрудников детского сада и родителей); домашний труд (уборка квартиры, приготовление пищи, стирка); труд, связанный с природой (выращивание овощей, фруктов, цветов); разведение животных и уход за ними; хобби и увлечения; занятия спортом, рыбалкой и т. д.
Для формирования мотивации учения и предпосылок готовности к обучению в школе, также привлекаю родителей дошколят. На просьбу о создании выставки «Мы тоже были учениками» родители откликнулись очень активно. Они принесли не только фотографии школьных лет, но и грамоты, прописи, ведомости оценок, чернильницы-непроливайки, перьевые ручки и другие свои школьные принадлежности. Совместно с родителями был изготовлен тематический альбом с иллюстрированными рассказами «В прошлое школьных принадлежностей…».
Организованная с родителями встреча, рассматривание школьных фотографий и принадлежностей, тематического альбома, рассказы родителей о школьных годах вызвали особый интерес у детей и желание быстрее пойти в школу. Такие встречи создали условия для обогащения детей впечатлениями, которые в дальнейшем были использованы детьми в сюжетно-ролевой игре «Школа». Это также способствовало созданию положительной мотивации у детей. Подготавливая ребенка к школе, необходимо было научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать и перерабатывать полученную информацию, а также вырабатывать установку на конструктивную деятельность.
Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6) помогло спланировать и провести многогранную работу с родителями :
* Расширились и пополнились центры активности детей для возможности их самовыражения.
* Руками родителей изготовлены маркеры игрового пространства (ширмы - трансформеры, подушки – модули, передвижная полка – столик на колесах и др.) для поддержки детской инициативы и самостоятельности и для возможности уединения детей.
* Совместно с родителями, собраны в группе мини – коллекции (камней, часов, значков, стекла, ткани, бумаги и др.). Данная форма работы способствовала формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей.
* Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс стала проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволило заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлечь их в жизнь группы.
Через проекты «Почему листья осенью меняют свой цвет?», «Зачем человеку кожа?», «Скоро в школу мы пойдем…», «Есть ли в Африке медведи?» и многие другие, родители были вовлечены в образовательный процесс и к обогащению предметно – пространственной среды. Проводимая работа не только расширила кругозор дошкольников, но и позволила повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Бережное отношение к вещам, энергетическим ресурсам; внимательное и заботливое отношение к людям и к живой природе, где дети учатся не только наблюдать со стороны за действиями взрослых, но и становятся активными участниками различных проводимых акций, которые таят в себе столько воспитательных моментов! Участие в таких акциях, как: «Покормите птиц зимой!», «Осенние фантазии», «Мастерская добрых дел», «Подари детям книгу», «Цветок ветерану» и др. - это большой труд и воспитание детской души.
Привычка к здоровому образу жизни – это одна из главных, основных, жизненно важных привычек. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы, помочь ребенку, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Формирование ЗОЖ дошкольников осуществлялось через клуб «Здоровячек», а чтобы привлечь родителей к данному направлению работы был запущен проект под названием «Дневничок - здоровячек». Тесное продуктивное сотрудничество проявилось в оформлении страничек «Дневничка» по темам: «Буду закаляться!», «Собери корзинку…», «Вкусные истории в стране витаминов», «Моя ладошка», «Шары здоровья», «Мой режим дня», «Бабушкины рецепты», «Полезные и вредные продукты», «Инструменты здоровья и болезни». Для обучения детей самомассажу предложили родителям сшить индивидуальные махровые рукавицы. Также родители изготовили для детей игровые тренажеры, нетрадиционное оборудование для закаливания, атрибуты для подвижных игр, пополнили спортивный уголок группы. Был проведен «Вечер подвижных игр - игры моего детства», где родителям представилась возможность организовать игровую деятельность с детьми. Радости детей не было предела.
В течение года велся «Экран активности родителей», где фиксировалось участие родителей в жизни группы и ДОУ. К концу года можно было проанализировать, кто из родителей действительно стал активным участником воспитательно-образовательного процесса.
Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями дало определё нные результаты:
- у родителей проявился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми;
- совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно повлияла на воспитанников;
- повысилась активность родителей в совместных мероприятиях
- увеличилось количество вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
- а главное - создана атмосфера взаимоуважения.
И в заключении хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и родители. Мы не забываем хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.
Семья и детский сад, взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта. И пусть пока инициатива больше исходит от педагогов, но хорошо уже то, что родители с удовольствием поддерживают нас и активно включаются в воспитательно - образовательный процесс ДОУ.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. Зверева О. Л., Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». – М. : изд. Творческий центр «Сфера», 2005 .
3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
4. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М. : ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
5. Проектная деятельность в детском саду: метод. Пособие / авт. -сост. Н. А. Васильева. – Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017. – 200
6. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, – СПб: Детство-пресс, 2013.
7. Социальное партнё рство детского сада с родителями: сборник материалов/ сост. Т. В. Цветкова, – М. : ТЦ «Сфера», 2013.
8. Взаимодействие семьи и ДОУ/ сост. Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверетина, – Волгоград: 2014.