Дарья Козлова
Взаимодействие педагога ДОУ с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Есть много профессий хороших и разных
Но лучше, чем наша, друзья, не найти.
Девчоночек нежных, мальчишек отважных
Доверено нам по детству вести.
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и веселыми гномами, теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге.
Темочки:
Сейчас на всех уровнях образования, и, прежде всего, дошкольного, говорится о том, что «родители – первые учителя для своих детей». Детский сад работает в помощь родителям. Но от слов до действительных дел большой путь. Поэтому нужно, чтобы воспитатели и родители научились быть союзниками, научились понимать и принимать действия друг друга, видеть и поддерживать воспитательные и учебные усилия друг друга.
Каждая семья – свой мир, свой круг отношений. Наряду с этим, в условиях семейного воспитания много общего : типичные недостатки и трудности родителей. Недостаточный жизненный опыт, опыт ведения домашнего хозяйства дополняются сложностью воспитания детей. У молодых родителей еще не сложилась установка на воспитание, недостает педагогических знаний и умений. А в это время в семье уже растет первенец, а то – и двое детей.
Педагогические неудачи способствуют росту эмоциональной напряженности, ведут к потере терпения, выдержки, влияют на стабильность семьи. Поэтому родители нуждаются в помощи со стороны специалиста. Таким образом, для грамотного воспитания детей необходимо взаимодействие детского сада с семьей.
Как же наладить взаимодействие между воспитателем и родителями?
С первых дней моей работы передо мной встал ряд вопросов: как найти путь к сердцу родителей? Как сделать воспитание детей нашим общим делом? Как, о чем вести разговор с родителями, когда они утром спешат на работу и когда уставшие возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к моим словам, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребенок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя?
Такого контакта с родителями можно достичь, лишь проявляя постоянную доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьей.
Общение с родителями я начинаю с простого – знакомства. Нужно обязательно знать имя мамы, папы, бабушек и дедушек. Поэтому на моем рабочем столе лежит красиво оформленный список родителей группы. Это помогает быстро напомнить себе имя каждого родителя и начать разговор, обращаясь не в «пустоту», а с улыбкой, глядя в глаза собеседника. Знакомясь с родителями, я стараюсь расположить их к себе, и получить от них нужную мне информацию: каким ласковым именем они называют своего ребенка дома, чем он любит заниматься, какие особенности поведения радуют его родителей, а какие – огорчают.
Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребенка, живет заботой о нем. Это вызывает у них откровенность, они доверительно рассказывают о своих трудностях, просят совета.
Обычно родители, приходя в детский сад, чаще всего интересуются, как ел ребенок, оценивающе осматривают его: чист, ухожен ли, не обижен ли. А затем торопливо покидают детский сад.
Как заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду? Как показать необходимость придерживаться единого с детским садом подхода в воспитании детей?
Прежде всего, в часы приема и ухода детей домой, я стала делиться с родителями новостями о жизни их детей в детском саду: «Ваш сын научился завязывать шнурки. Теперь и дома ему не понадобится ваша помощь», «София старательно и аккуратно стала рисовать красками. Посмотрите, вот ее работы». Или: «Ваш Дима уступил сегодня игрушку Насте. А в дверях пропустил девочек. Поддерживайте, пожалуйста, у него этот навык культурного поведения», «Пожалуйста, приводите Ваню утром пораньше, чтобы он успевал на зарядку. Ведь это даст ему заряд бодрости и здоровья».
Постепенно у родителей начинал появляться интерес к содержанию жизни детей в детском саду, все чаще они стали останавливаться у стенда «Для Вас, родители». В разделе «Советы и рекомендации» помещаю информацию по различным вопросам, например, как провести выходной день, на что обратить внимание детей на прогулке в данное время года.
Использую в своей практике и тематическое оформление стенда. Материалы стенда посвящались темам: «Чему должны научиться дети в подготовительной к школе группе?», «Как и когда, играть с детьми?», «Компьютер: за и против» и т. д.
Эффективные результаты дают совместные дела. Например, оформление группы к праздникам, проведение различных конкурсов, спортивных соревнований, организация выставок совместного творчества детей и родителей: «Осенние фантазии», «Новогодняя игрушка», «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки».
Так же провожу групповые родительские собрания. На них вопросы воспитания решаются сообща. Но сообщения строю так, чтобы они дошли до каждого родителя, затронули, заинтересовали их. Поэтому готовлюсь к собранию очень тщательно. Заранее подбираю материал из жизни детей группы, потому что такой материал больше всего интересует родителей, вызывает отклик.
Родительские собрания стараюсь проводить в нетрадиционных формах, таких как: КВН, круглый стол, в виде викторин и лекториев.
Конечно, с родителями приходится говорить не только о положительном, но и об отрицательном в семейном воспитании детей. Как сказать родителям об их ошибках, неправильном поведении, чтобы не вызвать негативной реакции, чтобы они поняли, что я делаю это в интересах ребенка?
Разговор с позиции интересов ребенка, как правило, вызывает у родителей нужную реакцию, беседа проходит в доброжелательном, деловом тоне. Я никогда не позволяю себе делать замечания родителям в присутствии детей или обсуждать с детьми, почему мама или папане выполнили задание.
В результате всей работы контакт с родителями у меня наладился, а это надежная основа успешного решения задач воспитания и обучения детей в детском саду.