наталия николаева
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт.
Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.
Публикация «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников» размещена в разделах
Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признан, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте. Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения В. Н. Мясищев.
Ведущими целями взаимодействия детского сада с семьёй являются : создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».
Говоря про открытость внутрь или наружу МБДОУ «Центр развития ребёнка №178 г. Чебоксары ближе форма – «открытость детского сада наружу» так, как сотрудничает с общеобразовательной школой №56, детской библиотекой им. Л. Кассиля, с культурно-выставочным центром «Радуга», детской поликлиникой №3, ЧРИО.
На базе детской библиотеки им. Л. Кассиля проводятся праздники, в которой активное участие принимают воспитанники старшего дошкольного возраста. Ежегодно наше дошкольное учреждение представляет на выставке детские работы, проводимые в масштабе района. Дети подготовительной группы № 11 очень активно участвуют в конкурсах: «рисунков и фотографий», «поделок», «мини-сочинений» и в копилке у них много почётных грамот полученных в этих конкурсах.
В подготовительной группе «Почемучки» в сотрудничестве ДОУ с семьёй широко применяют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями. Нами были подготовлены такие информационные рубрики для родителей:
1. «Знаете ли вы? Наша информация» - здесь родители знакомятся с режимом группы: с образовательной деятельностью на новый учебный год, здесь же напоминаем родителям о днях и часах работы сотрудников ДОУ.
2. «Наши перспективы» (в этой рубрике родители знакомятся с содержанием текущих и ближайших воспитательно-образовательных задач работы педагогов с детьми). Здесь же дается информация о значимых событиях в жизни детей.
3. Привлекательная для родителей рубрика «Перспективы в развитии детей» - здесь родители узнают о возрастных возможностях детей, например, в социальном или физическом развитии, познавательном или эстетическом из разделов программы.
4. «Сегодня мы узнали…» - там родители узнают, что дети делали в течение дня.
Для осуществления психолого-педагогического просвещения родителей мы провели родительское собрание на тему «Здоровье ребенка в наших руках», где был и блиц-опрос «Поговорим о здоровье». Здесь же познакомили родителей с физкультурно-оздоровительной работой в группе.
Родители, после проведения этого собрания, начали активно включатся в жизнь группы и у них появились интересы к содержанию проводимых форм работы, повысилась их активность на родительских собраниях. Регулярно с привлечением родителей организуем праздники, где участвуют и дети и взрослые. Сюда включаются любимые игры и упражнения, шутки, веселые хороводы.
В подготовительной группе в декабре был проведен праздник «Встреча Нового года», организованный воспитателями совместно родителями. В начале марта ежегодно проводим праздник «Масленица». На праздник вместе с веселыми петрушками приходят игры и разные шутки. В конце праздника всех угощают блинами. В марте для наших очаровательных мам организовали концерт. А также в честь праздника пап провели досуг «Лучший папа» - в этом досуге участвовали папы наших воспитанников, для них были приготовлены много различных конкурсов и игр. В конце из множества пап выбрали самых – самых. В конце праздника слабая половина человечества не смогла сдержать слов восхищений проведенного праздника.
В группе очень часто устраиваем «Дни открытых дверей». Таких дней родители ждут с не терпением, так как можно прийти посмотреть в любое время непосредственно образовательную деятельность, поговорить со специалистами. Так, например, после проведения «Дня открытых дверей» совместно с инструктором по физической культуре провели спортивный праздник «Всей семьей на старт».
Заботясь, о здоровье и всестороннем воспитании детей педагоги дошкольного образовательного учреждения совместно с семьёй должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребёнка. Использование педагогами всех форм сотрудничества играет существенную роль в реализации принципа открытости дошкольного учреждения, в формировании педагогической культуры родителей и предоставлении родителям практической помощи в получении педагогических знаний, способствует возникновению интереса к особенностям воспитания детей в ДОУ.
Таким образом, включение семьи в образовательное пространство ДОУ, обеспечение доступности – это очень сложный процесс, который требует постоянного совершенствования, и при этом следует помнить важное правило: родителям необходимо чувствовать, что их ценят, до того, как они соберутся пожертвовать своим драгоценным временем.