Вера Чуранова
Проект «Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад – важнейшие социальные институты, определяющие развитие маленького ребёнка. У семейного и общественного дошкольного воспитания различное предназначение, у каждого своя уникальная миссия, поэтому семья и ДОУ не могут друг друга заменить. Но сложившиеся на сегодняшний день типичные отношения между педагогами и родителями не являются оптимальными. Об этом свидетельствует обилие жалоб, претензий родителей к ДОУ, высокий уровень конфликтных отношений, низкая посещаемость родительских собраний, взаимная неудовлетворённость педагогов и родителей сложившимися отношениями, игнорирование многими родителями рекомендаций педагогов и требований детского сада.
Публикация «Проект „Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Возникла необходимость в пересмотре отношения к вопросу взаимодействия с семьями воспитанников. На современном этапе развития образования необходимо построить это взаимодействие на новых принципах и в новых формах.
Цель проекта : Создание условий для повышения компетентности педагогов в вопросах организации взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
1. Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке:
• потребностей педагогов во взаимодействии с семьями воспитанников;
• понимания специфики и ценности семейного и общественного воспитания ребёнка;
• владения воспитателями способами эффективного общения;
• знаний о возможных формах работы в данном направлении, степени владения этими формами;
• методов диагностики детско-родительских отношений;
• уровня информированности воспитателей об этапах развития семьи, особенностях семьи, типичных трудностях семейного воспитания;
• положительного опыта взаимодействия с родителями.
2. На основании диагностированного отношения воспитателей к задаче взаимодействия с семьями воспитанников дифференцировать педаго-гов по группам.
3. Составить перспективный план проектных мероприятий по отношению к разным группам педагогов, выделенным по результатам диагностики.
4. Организовать контрольно-оценочный этап, направленный на выявле-ние изменений в позициях педагогов в аспекте отношения к взаимо-действию с семьями воспитанников, уровня компетентности педагогов в вопросах планирования, организации разнообразных форм сотрудничества с разными типами семей, динамики в развитии коммуникативных способностей педагогов.
Ожидаемые результаты:
1. Снижение уровня конфликтности между педагогами и родителями.
2. Активное включение родителей в образовательный процесс ДОУ.
3. Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах планирования, организации разнообразных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
1 этап – диагностический
Цель: Изучение сложившейся ситуации в ДОУ в аспекте взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
• Выявить, есть ли потребность у педагогов во взаимодействии с семьями воспитанников, и каково их отношение к задаче данного взаимодействия, и на основании этого дифференцировать педагогов на группы;
• Выявить, понимают ли педагоги специфику и ценность семейного и общественного воспитания ребёнка;
• Изучить, владеют ли воспитатели способами эффективного об-щения;
• Выявить знания педагогов о возможных формах работы в данном направлении, степень владения этими формами;
• Выявить, владеют ли педагоги методами диагностики детско-родительских отношений;
• Выявить уровень информированности воспитателей об этапах развития семьи, особенностях семьи, типичных трудностях се-мейного воспитания;
• Выявить, какой положительный опыт взаимодействия с родите-лями есть у воспитателей.
План проектных мероприятий диагностического этапа
№ мероприятие срок Ожидаемый резуль-тат
1 этап диагно-стический Анкетирование педаго-гов «Взаимодействие с семьями воспитанни-ков» (А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьёй», с. 6)
(О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ», с. 52) Сентябрь Определить личные задачи воспитателей в отношении взаимодей-ствия с родителями
Определить, какие формы используют воспитатели в своей работе
Определить, какие ожидания есть у вос-питателей от родите-лей и совпадают ли они с реальностью
Определить, как оце-нивают воспитатели свою компетентность и компетентность родителей
Выяснить, что воспи-татели считают необ-ходимым сделать, что-бы вовлечь родителей в повседневную жизнь ДОУ
«Шкала самооценки личностных качеств и педагогических умений, важных в общении с родителями» (Т. Н. Доронова «ДОУ и семья», с. 50) сентябрь Оценить степень вы-раженности качеств и умений, необходимых для эффективного об-щения с родителями
Семинар «Семья и дет-ский сад – важнейшие институты социализации ребёнка»
сентябрь Оценить степень осоз-нания уникальности двух социальных ин-ститутов.
2 этап – мотивационный
Срок реализации – октябрь, 1 – 2 недели
1 группа воспитате-лей 2 группа воспитате-лей 3 группа воспита-телей
Задачи этапа Активизировать стремление педаго-гов в самообразова-нии, на продолжение педагогического по-иска Мотивировать на пе-ресмотр своей пози-ции, на переход к от-ношениям равенства, партнёрства Мотивировать пе-дагогов на сотруд-ничество с родите-лями
Формы работы Дискуссия «Извест-но, что родители плохо посещают ро-дительские собрания в детских садах. По-чему?» Ролевая игра «Роди-тели и педагоги в зеркале взаимных ожиданий» Дискуссия «Нужно ли педагогу тратить время и силы на ус-тановление взаимо-понимания с роди-телями?»
Метод кейс – стади (ситуации связаны с общением с роди-телями)
Круглый стол «Могут ли детский сад и семья успешно справляться со своими задачами, не взаимодействуя друг с другом?»
3 этап – обучающий
Мероприятие Цель Срок проведения Ответственные
Семинар «Что такое семья? Функции семьи. Стили семейного воспитания. Типичные ошибки в процессе семейного воспита-ния.»(работа в под-группах – рисова-ние символов)
Формирование у воспитателей знаний о семье, воспитательном потенциале се-мьи, стилях и типичных ошиб-ках семейного воспитания Октябрь, ст. воспитатель
Консультация «Этапы разворачи-вания сотрудниче-ства ДОУ с семьёй. Методы исследова-ния семейного вос-питания.
Семинар с исполь-зованием игры на эффект незавер-шённого действия «Лукошко идей» и мозгового штурма «Формы мотивации родителей на со-трудничество с ДОУ»»
Развитие у педа-гогов умения применять мето-ды изучения детско-родительских отношений и об-разовательных потребностей родителей; кон-струировать программу совместной деятельности с родителями Ноябрь, ст. воспитатель
Семинар-практикум «Особенности раз-работки и проведе-ния анкетирования родителей»
Проведение анкети-рования по разработанной анкете, анализ полученных ре-зультатов.
Составление ан-кеты по кон-кретной теме, анализ результатов анкетирования Ноябрь
ст. воспитатель, воспитатели 1 группы
Практикум «Объяв-ление для родите-лей» и «Письмо ро-дителям»
(работа по микро-группам)
Упражнять педагогов в составлении объявления и письма ро-дителям, как од-них из возмож-ных форм при-глашения на ме-роприятие или беседу Март ст. воспитатель
Смотр-конкурс «Информирование родителей о жизни группы и ребёнка в группе за день»
Обобщение и пропаганда по-ложительного опыта взаимо-действия с семь-ями воспитанни-ков Март
Воспитатели всех групп
Читательская кон-ференция «Творче-ский поиск воспита-телей : взаимодейст-вие ДОУ и семьи»,
Формирование общественного мнения коллек-тива по актуаль-ным вопросам взаимодействия ДОУ и семьи Апрель ст. воспитатель
Деловая игра «Аукцион идей»
(новые формы со-трудничества с ро-дителями,
Расширение и закрепление представления педагогов о раз-нообразных формах, методах сотрудничества с родителями Апрель ст. воспитатель
4 этап – контрольно-оценочный
Цель: повторное анкетирование педагогов с выявлением положительной динамики.
Задачи:
• Выявление изменений в позиции педагогов по отношению к родите-лям;
• Выявление уровня компетентности педагогов в вопросах планирования организации разнообразных форм сотрудничества с разными типами семей;
• Выявление динамики в развитии коммуникативных способностей педагогов