ксения коновалова
Мероприятие «Выставка соли» в старшей и подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 г. Кировска»
Конспект педагогического мероприятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей старшей - подготовительной к школе групп по теме «Выставка соли»
Авторы составители:
Воспитатель: Слепнева Ольга Юрьевна
Воспитатель: Коновалова Ксения Игоревна
Задачи:
Публикация «Мероприятие „Выставка соли“ в старшей и подготовительной группе» размещена в разделах
Формировать первичные представления о природном многообразии планеты Земля, способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
Закреплять умения использовать обобщенные способы обследования объектов, навыки экспериментирования, способствовать развитию познавательного интереса.
Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способности анализировать, сравнивать.
Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, навыки диалогической и монологической речи.
Воспитывать ценностно – смысловое восприятие мира природы, бережное отношение к природе, культуру потребления соли.
Материалы и оборудование: разные упаковки соли, баночка для смешивания соли, сушеный чеснок, цедра лимона, паприка для приготовления ароматизированной соли; картинки на тему; лупа, два стаканчика с водой, соль, песок, губка, чашка, миска с водой, ложка; выращенные кристаллы соли; рисунки, выполненные солью; медицинский халат; приглашения на выставку; буклеты, географическая карта фартук, шапочка, перчатки.
Предварительная работа: Беседы с детьми «Что мы знаем о соли?» «Польза соли для животных», «Вред соли для человека». Просмотр презентации «Как добывают соль?». Знакомство с художественными произведениями, в которых говорится про соль (р. н. с «Как Иван купеческий сын за солью ходил»; Божена Немцова «Соль дороже золота»;фр. н. с «Я люблю тебя, как соль; румынская н. с. «Соль в кушанье»; чешская сказка «Соль»). Знакомство с пословицами, поговорками, загадками про соль. Лепка из соленого теста. Рисование солью. Опытно – экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли».
Ход занятия
(На выставку соли приглашены дети старшей групп)
Воспитатель: Загадывает загадку
Без нее, ребята,
Повар как без рук.
И становится каша несъедобной вдруг.
А если в рану попадет -
Испытываешь боль.
Вы, конечно, догадались, это…
(соль)
С солью мы общаемся каждый день. Ее используют в любой пище. Солят не только огурцы, селедку или грибы, но даже пирожные. Многие из вас знакомы лишь с самой распространенной поваренной солью, однако, на самом деле, существует большое количество разных видов соли. Мы хотим вас познакомить с этим удивительным продуктом.
(подходят к первой экспозиции)
Ребенок (показывает картинки). На протяжении многих столетий соль была ценным товаром. Её хранили в особых ларцах. Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Хлебом – солью встречали дорогих гостей. Если собирались гости, то самого почетного сажали перед солонкой. Гостям, которые сидели от солонки далеко, зачастую соли не доставалось. Отсюда и появилось выражение «Не солоно хлебавши». Много существует пословиц о соли «Без соли, без хлеба – половина обеда», «От хлеба, соли не отказываются».
(Подходят ко второй экспозиции)
Воспитатель: в наши дни в продаже есть соль на любой вкус
(на столике различные упаковки соли)
Каменная (неочищенная) и поваренная (очищенная) соль применяется для улучшения вкуса блюд, соусов и маринадов.
Пищевая йодированная предназначена для предотвращения дефицита йода
Экстра - это мелкая соль без дополнительных микроэлементов.
Морская соль богата минералами, ее получают из морской воды.
Черная - природная неочищенная соль, богатая йодом, железом, калием, серой. Диетическая - соль с добавлением микроэлементов, которые важны для работы сердца и сосудов.
Ароматизированная – содержит в составе смеси трав, сушеных овощей и фруктов.
Опытная деятельность «Готовим ароматизированную соль».
Ребенок (в спец. одежде) : Сделать необычную соль можно и своим руками дома. Для этого достаточно смешать в емкости с солью любую приправу — сушеные грибы, лимонную цедру, паприку, розмарин, или шалфей, или чеснок, или даже фиалки и лаванду (смешивает). (Посетители смотрят, нюхают).
(Подходят к третьей экспозиции)
Ребенок: Раньше люди добывали соль из золы. Они сжигали некоторые растения (например, морские водоросли, зола имела солоноватый вкус и этой золой они приправляли пищу. Потом люди занялись соляным промыслом. Добыча соли была нелегким трудом и сначала осуществлялась вручную с помощью лопат.
(Демонстрируются картинки, изображающие способы добычи соли)
Воспитатель: В настоящее время существуют разные способы добычи соли. Если каменная соль располагается глубоко под землей - строится шахта, в неё запускаются комбайны для уборки породы. Если соль располагается неглубоко от поверхности, то разрабатывают карьер. В нашей стране солевыми регионами являются Астраханская и Оренбургская области, город Илецк, озеро Баскунчак (показывает на карте отмеченные места).
Еще соль вываривают (самосадочная). Бурят скважину и заливают ее водой для растворения соли. Полученный солевой раствор выкачивается на поверхность. Называется данный метод вакуумным, с его помощью получают соль мелкого помола типа «Экстра».
Морская соль (выварочная) добывается из морской воды. Соль выпаривают под лучами солнца в специальных бассейнах. Для сбора соли со дня соляных озер применяют специальные солесосы. Солевую массу складывают горой и ее промывают дожди.
В перерабатывающем цеху происходит помол соли и ее фасовка в упаковки, после чего готовый продукт поступает в магазины.
(Подходят к четвертой экспозиции)
Воспитатель: Давайте с помощью опытов выясним, какими свойствами обладает соль.
Посмотрите, какого цвета соль? (белая)
Ребенок (в спец. одежде) предлагает детям определить, имеет ли соль запах? Предлагает взять тарелку с солью и понюхать. Дети делают вывод: соль не имеет запаха.
Воспитатель: Рассмотрим соль под лупой. Дети делают вывод: соль состоит из кристаллов.
Воспитатель: Кристаллы соли растут. Показывает выращенные кристаллы.
Воспитатель: Соль растворяется в воде. (Предлагает посмотреть опыт)
Ребенок (показывает опыт) : Взять два стаканчика с водой: в один положить песок, во второй – соль. Размешать ложечкой, посмотреть, что получилось. Дети подтверждают вывод.
Воспитатель: Соль можно использовать и как чистящее средство.
Ребенок (в спец. одежде) чистит чашку солью и показывает детям результаты. Дети подтверждают вывод.
Физкультминутка
Дети встают в круг и передают по кругу мяч, изображая погрузку соли.
(Подходят к пятой экспозиции)
Воспитатель: Давно известны целебные свойства соли. Без нее невозможен правильный обмен веществ в организме. Она регулирует работу сердца и мышц, входит в состав крови. В пустых соляных шахтах устраивают лечебницы, так как там целебный воздух
Ребенок в медицинском халате. Солевой раствор используют при ангине, насморке, укусе насекомых при легком отравлении. Избыточное количество соли вызывает рост кровяного давления, повышает вероятность инсультов и инфарктов.
(Подходят к шестой экспозиции)
Ребенок: Цветную соль можно использовать для украшения дома. Из соленого теста получаются прекрасные поделки, цветной солью можно рисовать (демонстрирует детские работы).
Воспитатель: Добычей соли занимаются более 100 стран по всему миру. Природные запасы этого растворимого минерала поистине огромны – соль содержится в соляных озерах, естественных соляных рассолах и в недрах Земли.
В конце нашей беседы хотелось бы вспомнить несколько поговорок о соли :
• Без соли, без хлеба — худая беседа.
• Без соли, без хлеба за стол не садятся
• Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай!
Мы надеемся, что вы нас внимательно слушали и узнали много интересных фактов.
(Подведение итогов занятия)
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? Понравилась вам выставка?
Всем посетителям вручаются буклетики.