Елена Бочкова
Воспитание звуковой культуры речи посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание звуковой культуры речи посредством дидактических игр».
Самым активным этапом усвоения родного языка для ребенка является дошкольный период. Развитие речи в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач для умственного и нравственного развития детей. И чем раньше будет начата работа по усвоению родного языка, тем более продуктивным будет воспитание ребенка, тем более полноценно он будет пользоваться им в дальнейшем.
Публикация «Воспитание звуковой культуры речи посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В работе рассмотрены проблемы воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, проанализировали различные точки зрения ученых, психологов и логопедов А. И Максакова, Штерн, И. П. Павлова, Н. Х. Швачкина, Д. Б. Эльконина, С. Н. Ржевкина. На основе этих трудов разработаны рекомендации и предложения о методах и приемах воспитания звуковой культуры речи детей 6-7 лет на примере дидактических игр.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям: 1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи); 2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи : формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте.
Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. Дидактические игры являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые мы считаем необходимым ему дать.
Использование дидактической игры в звуковой культуре речи в детском саду является одной из возможностей развития. Дидактические игры следует активно включать в работу с детьми, чтобы активизировать познавательную деятельность детей.
Дидактическая игра и может быть использована на всех этапах развития речи детей. Она должна в полной мере помочь решить как образовательные задачи, так и задачи развития познавательной активности детей школьного возраста.
Список используемых источников
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Академия, 2020. - 400 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. - М. : Мозаика - Синтез, 2022. -272 с.
3. Бахарева К. С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. Ростов н/ Д: Феникс, 2009 - 218 с. 4
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : пособие для воспитателя детского сада. М. Просвещение, 2005 160 с. 5
5. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб. : Гардарики, 2018- 122 с.
6. Ушакова О. С. Придумай слово: речевые игры для дошкольников. – М. : Творческий Центр СФЕРА, 2022. – 56 с.