Елена Ерофеева
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через формирование знаний об истории государства
▼ Скачать + Заказать документы
"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через формирование знаний об истории государства, ознакомление с геральдикой (из опыта работы)".
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Публикация «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через формирование знаний об истории государства» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу ещё неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.
Важным в патриотическом воспитании является то, чтобы дети как можно раньше поняли, что Родина – Россия, она является могучей державой для всех тех, кто родился и вырос на её земле, кто стремится к тому, чтобы она стала еще краше и богаче. И для этого надо учиться, узнавать историю своей страны, знакомиться с символами государства.
Ознакомление с государственными символами – существенный потенциал для воспитания у детей не только патриотизма, но и коллективизма, гуманистических ценностей, а также формирования социальных навыков поведения, общения.
Основной целью проводимой работы является воспитание в ребёнке чувства гордости, уважения и любви к Родине, Российской символике, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт, уважение прошлого и настоящего нашей страны.
Педагогический процесс ДОУ включает большое количество форм, методов и приё мов работы в нескольких направлениях:
Организация предметно-пространственной среды:
- оформление уголка патриотического воспитания, где размещены: портрет президента России; символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; рисунки детей.
- изготовление дидактических пособий (план города с нашим детским садом; театр по русским народным сказкам; макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны; игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сделанные руками воспитателей и родителей; лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, её символов);
- пополнение атрибутами изделий прикладного искусства; куклами в национальных костюмах; атрибутами для подвижных народных игр;
- настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Наша Родина», «Что из чего? и другие.
- пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и народные
- фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц.
Воспитательно-образовательная работа с детьми :
- формирование целостной картины мира: «История России. Символика страны – герб, флаг, гимн». Цель - вызвать интерес к истории возникновения нашей страны, обеспечить запоминание символики. Расширить знания детей о природе России.
- развитие речи: «Полёт на новую планету». Цель - уточнить представление о России, закрепить название страны, столицы, города и области в которых мы живём. Закрепить изображение государственного флага; название деревьев, животных и птиц Нижегородской области. Поддержать познавательный интерес к своей родине.
- беседа на тему «Князь Дмитрий Донской», «Мой город - моя малая Родина».
- отгадывание загадок о Москве, нашей Родине.
- рисование: «Берёза – символ России», «Городецкая роспись».
- индивидуальная работа по рисованию кукол в русских костюмах, многоэтажных домов;
по аппликации российского флага из конфетти красного, синего и белого цвета.
-штриховка «Воин древней Руси в доспехах», «Флаг» - в разных направлениях.
-рисование в тетрадях в крупную клетку флажков.
- лепка русского сказочного образа «Снегурочка».
- конструирование из бумаги «Берёза».
- игра со счётными палочками – выкладывание высотного дома Москвы, Московского кремля.
- игры с крупным строительным материалом: «Мосты», «Улица нашего города», «Здания города».
- дидактические игры: «Найди флаг и герб России», «Собери флаг» (разрезные картинки).
- рассматривание глобуса, карты страны; альбомов: «Москва», «Санкт – Петербург»,
«Нижний Новгород», «Арзамас».
- чтение художественной литературы: Е. Асксельрод «Наш дом»; К. Ушинский «Наше отечество»; В. Гусев «Я – русский человек»; И. Гусев «Берегите Россию»; З. Александрова «Родина»; пословицы и поговорки о нашей столице.
- слушание музыкальных произведений: песня «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой, гимн Российской федерации, песня «С чего начинается Родина», песня В. Лебедева-Кумача «Широка страна моя родная» и др.
Взаимодействие с родителями:
- анкетирование родителей «Патриотическое воспитание нужно ли оно?».
- дискуссия на тему: «Нужно ли быть патриотом своей страны?»
- педагогическое просвещение родителей «Ознакомление с государственной символикой»;
-проект «Генеалогическое древо»;
- экскурсии с детьми по улицам и достопримечательностям нашего города;
- фотоконкурс «Город, в котором я живу».
Литература
1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью. – М. : Издательство ЦГЛ, 2009. – 112 с.
2. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду.
– М. : АРКТИ, 2007. – 114 с.
3. Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Н. Г. Комратова,
Л. Ф. Грибова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.