Анастасия Антоненко
Опыт работы по воспитанию патриотических чувств и любви к родному городу у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
В последнее время, особенно за годы перестройки были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда. Но как бы ни менялось современное общество воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Публикация «Опыт работы по воспитанию патриотических чувств и любви к родному городу у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Данная проблема не нашла пока должного отражения и в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою Родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаю его? Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к городу, если сама не проникнусь этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым городом.
Проанализировав свои знания о городе, а также результаты анкетирования педагогов, родителей и диагностические данные детей, я увидела, важность нравственно-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном городе с другой стороны. Поэтому я поставила перед собой цель: воспитать достойное поколение России, прививая у ребят любовь к Отчизне, родному краю, к своим родителям, историческому прошлому, к героям нашего времени.
Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:
Чтобы реализовать поставленные задачи, были определены этапы работы.
1 этап: Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имен детей.
2 этап: Детский сад и его сотрудники.
3 этап: Родной город, его достопримечательности, профессии родителей.
4 этап: Знакомство с земляками, почетными тружениками родного города, ветеранами Великой Отечественной войны.
Длительность работы над опытом:
Работа по патриотическому воспитанию через знакомство с родным городом проводилась в течение 3-х лет, с 2011 по 2014г.
При построении системы работы по нравственно-патриотичекому воспитанию дошкольников я учитывала следующие принципы:
Принцип историзма.
Принцип гуманизма.
Принцип дифференциации.
Принцип интегративности.
Поставленные мною цели, позволили мне взяться за последовательную, поэтапную работу с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп.
На первом этапе дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени.
Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. На этом этапе проводился совместный праздник: «Папа, мама, я – спортивная семья». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.
Учили родителей строить генеалогическое древо, которое способствовало составлению рассказов о своей семье, своей родословной. Презентация генеалогических древ прошла на семейном празднике «Моя родословная», которая вызвала большой интерес как у детей, так и у родителей.
Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».
Итогом работы по данному направлению была оформлена выставка рисунков «Мой любимый детский сад», где малыши запечатлели дом, который для них стал родным.
Экскурсии по территории детского сада не проходили даром. Совместно с родителями были организованы субботники по благоустройству участка детского сада, многие родители, ранее ссылавшиеся на занятость и другие причины, нашли возможность оказать помощь нашему саду в свободное время.
А сколько эмоций, радости и удовольствия ребятам доставило путешествие по экологической тропе, расположенной на территории ДОУ.
Рассматривая цветы, растения, деревья ребята знакомились с природой родного края, узнали, что многие растения приносят человеку пользу.
На этом же этапе происходит знакомство с русской народной сказкой, пословицами, потешками, загадками. Обращаем внимание на предметы русской одежды, быта.
В старшей и подготовительной группах диапазон экскурсий расширился.
Работа на третьем этапе была направлена на ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей, живущих в Тынде. Дети посещали музеи, библиотеку, знакомились с достопримечательностями города, улицами родного города.
При ознакомлении с историей малой родиной была организована поисковая деятельность: детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут и далее дошкольники обменялись полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий улиц.
Рассматривание фотографий и книг о БАМе и Тынде с видами улиц города, способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам.
Цикл занятий о родном городе способствовал формированию чувства гордости за свой город, его историю.
Большое внимание на данном этапе уделялось ознакомлению детей с трудом взрослых, как родителей, так и жителей города. Знакомя детей с профессиями, была организована
совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе». Дошкольники увидели важность и значимость труда их родителей, и это явилось продолжением заложённых основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного города.
Воспитывая в детях уважение к подвигу земляков в годы Великой Отечественной войны приблизило к следующему этапу.
Проводились экскурсии к мемориалу «Вечный огонь», возложение живых цветов к братской могиле советских воинов, способствовали воспитанию у дошкольников духа патриотизма и чувства уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.
Во время экскурсии к памятнику «Памяти тынденцев,погибших в локальных воинах», закреплялись такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг”. Детей подводила к пониманию того, что мы победили в войне потому, что любим свою Отчизну. Ну и, конечно, самыми запоминающимися остаются встречи с ветеранами и участниками ВОВ, проводимые в детском саду. Все это способствовало тому, что у детей формировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто воевал.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Организация совместных творческих домашних заданий - придумывание и изображение герба своей семьи,создание фотоальбома «Мой город и я», выращивание комнатных цветов для группы, объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость.
Проведенные для родителей консультации, родительское собрание в форме устного журнала на тему «Учим детей любить и беречь свой город» помогли родителям стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь.
3. Результативность опыта
С целью выявления результативности проведенной мною работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников через знакомство с родным городом были повторно предложены детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном городе.
100% детей твердо знают название города, в котором живут, и могут безошибочно найти герб города и рассказать о нем. Об истории возникновения нашего города имеют точные знания 91% детей, 9% (1 ребенок) допускает небольшие неточности. 82% детей имеют представление о названии улиц города, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они живут, детский сад, который они посещают. Дети могут объяснить, почему или в честь кого названы улицы города, 18% допускают ошибки. О самых распространенных профессиях нашего города, о главных промышленных предприятиях, их продукции имеют хорошее знание 64% детей, 36% детей не на все вопросы могут ответить уверенно. Познакомить с достопримечательностями нашего города могут 81% детей, 19% - немного в этом затрудняются.
В итоге, общий уровень следующий: 87% детей имеют прочные знания о родном городе, 13% - допускают небольшие неточности. В результате изучения данной темы дети многое узнали о своем городе, видели его красоту и богатство своими глазами. В своей работе я старалась научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но и заложить ростки любви к родному городу, попыталась научить их самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни, старалась воспитать чувство настоящего горожанина, который умеет использовать свои знания на практике.
Анкетирование родителей подтвердило эффективность моей работы. Родители стали отмечать не только интерес и желание детей как можно больше узнать о родном городе, но и признали, что сами стали больше уделять внимания патриотическому воспитанию ребенка. Многие родители в своих ответах указали на то, что стали интересоваться историей города.
Подводя итог, мы можем говорить о том, что в ходе работы наблюдалась положительная динамика воспитания патриотических чувств у дошкольников.
Таким образом, систематическая работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».