Юлия Михеева
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкально-тематических занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Михеева Юлия Владимировна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» №44
«Формирование нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкально-тематические занятия»
«Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве…»
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание
человека».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкально-тематических занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувство родства, сопричастности к миру других, ответственности и солидарности, которая, как утверждают психологи, обусловлена на уровне инстинктов. На этой основе и формируется любовь детей к семье, природе, родному краю, Родине. Развитию этих чувств способствуют музыкально – тематические занятия. Приобретённые в детстве умение слушать и воспринимать музыку такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с музыкой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Патриотизм – в нашем понимании – это чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, чувство ответственности перед ними, толерантное отношение к другим людям, другим ценностям, другой культуре.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Этим мы занимаемся в нашем дошкольном учреждении с младшего возраста. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, которым относится и чувство патриотизма.
Патриотическое чувство – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Ведь любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – к отцу, матери, дедушке, бабушке, к любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Формирование нравственно - патриотических чувств во многом зависит от развития эмоциональной сферы детей, поэтому одним из средств являются музыкально-тематические занятия, которые создают для дошкольников прекрасную возможность почувствовать, осмыслить и принять культурное наследие своего народа.
Какова же цель музыкально – тематических занятий в формировании нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Цель: воспитание у детей музыкальными средствами патриотических чувств : любви к семье, родному краю, Родине. Формирование у детей национальной гордости к героическому прошлому своего народа.
Отсюда следуют следующие задачи:
углубить знания о традициях и исторических событиях своей Родины;
развивать чувство сопричастности к Отечеству, к своему народу, интерес к прошлому и настоящему;
воспитывать любовь к историческому и культурному прошлому своего народа, родной земле, городу, семье, родному дому.
Учитывая специфику дошкольного возраста, наиболее действительными средствами формирования нравственно - патриотических чувств являются те, которые вызывают эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
Музыкально – тематические занятия позволяют на содержательном музыкальном материале дать детям представления о нормах и правилах поведения, сформировать эмоционально-мотивационные ценности и культуру чувств у дошкольников.
Отличительной чертой музыкально-тематических занятий является то, что в них: весь музыкальный материал объединен единой темой. Такие занятия объединены единым содержанием, единым художественным образом, что позволяет детям постепенно осознать, что один и тот же образ можно передать разными художественными средствами. Для таких занятий характерна необычная форма организации, предполагающая свободное общение, исполнения детьми по их собственному выбору музыкальных произведений. Все мелодии и песни, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Дети начинают понимать разный характер используемого материала: мелодичные, спокойные песни о природе; задушевные о маме; глубокие, трагичные о войне; гордые, торжественные о победе, армии; весёлые, задорные – о детстве…
Формирование у специалистов дошкольного учреждения, понимания актуальности работы по развитию патриотических чувств у подрастающего поколения в современном обществе, достигаются только при взаимодействии всех специалистов, а это – музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели и наши помощники – родители. У всех участников свои определенные задачи.
Музыкальный руководитель – разучивает новый материал и закрепляет на последующих занятиях (песни, русские хороводы, русские народные игры; знакомит детей с музыкальными инструментами и игрой на них (баян, гармошка, и балалайка, бубен, колокольчик и т. д); знакомит детей с композиторами и с их музыкальными произведениями; подготавливает материал и оформляет музыкальный зал к утренникам, праздникам, развлечениям.
Инструктор по физической культуре – включает элементы русских народных движений в гимнастику; разучивает и закрепляет танцы, упражнения с атрибутами; принимает участие в разработках сценариев; проводит игры - инсценировки на занятиях.
Воспитатели – продолжают закреплять разученный материал (песни, русские хороводы, русские народные игры; используют элементы русских народных танцев на утренней гимнастике; помогают в оформлении музыкального зала, сами являются непосредственными участниками на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях; разучивают с детьми в группе поговорки, пословицы, небылицы; используют в работе игры – инсценировки по русским народным сказкам; помогают в изготовлении театрализованных игрушек, а также в постановках спектаклей. А также в нашей группе ведётся работа по взаимодействию с усольским кадетским корпусом и с краеведческим музеем.
Родители – принимают участие в праздниках, развлечениях, ярмарках, танцуют с детьми, играют, водят хороводы, поют частушки; оказывают помощь в изготовлении костюмов; участвуют в беседах, родительских собраниях по приобщению любви к родной природе, семьи, Родине.
Влияние музыкально-тематических занятий на формировании нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста это – целенаправленное и всестороннее развитие музыкальных способностей и личностных качеств каждого ребенка.
Подводя итог, можно подчеркнуть, что целенаправленное формирование патриотических чувств через музыкально-тематические занятия несет в себе важные предпосылки для формирования духовной культуры дошкольников.