Маргарита Филина
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Филина М. В.
МОУ «Детский сад № 219
Общеразвивающего вида г. Омска»
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Компьютеры, которые тоже несут много минусов и негатива. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей. А без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание патриотических чувств.
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм - важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности
Цель работы - воспитание уважения и любви к своему народу, истории большой и малой Родине уважительное отношение к государству, символам.
Задачи:
– воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
– знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
– развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Мы работаем над данными задачами, решая их во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Для формирования представлений о семье, родственных отношениях, родословной мы вместе с детьми, с помощью родителей, составляли геологическое дерево, где дети отражают знания о себе, своей семье. Создаем фотогазеты «Наши бабушки и дедушки» (ко дню пожилого человека, «Наша дружная семья» (ко дню Матери). В своей группе создали «Копилка хороших поступков детей» (красочно оформленный сундучок куда дети складывают «фанты» оценивая свои поступки). С участием родителей проходят утренники «День защитника отечества», «Праздник мам». Организовываем развлечения «Папа, мама, я – спортивная семья», «01 – спешит на помощь», «Путешествие по сказкам». Такая взаимосвязь с родителями, прикосновение к истории своей семьи вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и детского сада.
В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Воспитывая нравственные качества личности, проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт. В группе существует три обязательных правила:
• Нельзя бить и обижать людей
• Нельзя ломать и портить результаты труда других
• Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. К празднику Победы традиционно приглашаем ветеранов, которые могут поделиться своими рассказами о тяжелых военных годах. Дети имеют возможность прикоснуться к истории боевого прошлого нашей страны и города, послушав рассказы людей прошедших через эти трудности. Вдохновленные этой беседой, дети выполняют рисунки на военную тематику, лучшие рисунки вывешиваются на выставку детского сада.
Большое значение придаем изучению символики нашего города, нашей страны. Сначала знакомим детей с гербом и флагом страны Россия. Используем нетрадиционные формы проведения занятий, а также методы моделирования пиктографии. Например, объясняя детям значения цветов флага. Рядом с белым цветом - рисунки с изображением голубя, улыбки - означающих мир, чистоту совести. С синим цветом – лебедя, символизирующего верность, правду. С красным – русского богатыря, олицетворяющего собой силу и отвагу. Знания о значении герба России, в котором отображена история нашего государства, дается детям в сказочной форме. Делая выводы и анализируя содержание, дети запомнили, что герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Используется художественная литература (например В. Степанов «Мы живем в России», Ю. В. Шуйский «Наша родина – Россия») где в виде стихотворной форме либо в прозе рассказывается о стране и ее символике. Дети рассматривают карту мира, и глобус из чего видят, что наша Родина – самая большая страна в мире. Использование таких приемов развивает у детей любознательность, интерес к истории России, к жизни человека в прошлом. Знакомим детей с тем, что у каждого человека есть малая Родина – его город, село, двор. В своей группе мы создали фотогазету «моя малая Родина» с помощью, которой каждый мог рассказать о себе и о том, где он живет. Ознакомление детей с гербом и флагом страны имеет большое значение не только для воспитания чувства патриотизма, но и для формирования социальных навыков поведения, общения. Кроме того, у детей развивается познавательные интересы, способность анализировать, читать и понимать символы, повышается интерес к творчеству.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и национальности. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д. Ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.
Нами было составлено тематическое планирование по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей. Неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по родному г. Омску, в прошлое, города и т. д.). Таким образом, каждая тема подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Вся работа по воспитанию духовно-нравственных качеств и патриотизма дает положительные результаты. Дети становятся, более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои, хотя и маленькие, но уже результаты.
Список использованной литературы:
1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И. С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С. 78-80
3. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. - М. : Просвещение,
1979. – 534с.
4. Е. Ю. Александрова. Система патриотического воспитания в ДОУ.
Волгоград: Учитель. 2007г
5. Журнал «Начальная школа»№4 2002г
6. Журнал «Современный детский сад» №5 2008г.