Приложение МААМ

Воспитание патриотических чувств у дошкольников через знакомство с родном городом

Екатерина Титова
Воспитание патриотических чувств у дошкольников через знакомство с родном городом
▼ Скачать + Заказать документы

Наш город просто невозможно не любить: ведь он растущий, современный, развивающийся,один из благоустроенных городов России, гордость Белгородской области. А когда сам любишь свой город, хочется, чтобы его любили все, кто в нем живет, в том числе и подрастающее поколение.

Я, Титова Екатерина Михайловна, воспитатель детского сада «Аленушка», считаю, что воспитание патриотических чувств – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Публикация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через знакомство с родном городом» размещена в разделах

Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт патриотических чувств и базовым этапом формирования у детей любви к Родине является знакомство с родным городом,ведь любовь к Отчизне начинается с любви к месту, где родился человек.

Начиная работу с детьми среднего дошкольного возраста, я часто сталкивалась с тем, что большинство ребят не знают название города,улиц, на которых они живут,правил поведения в городе, проявляется неуважение к результатам труда горожан.

Поэтому используя методику Н. Г. Зеленовой, детям были предложены вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень их представлений о родном городе. Результаты показали,что 38 % детей имеют достаточно скудные знания о родном городе.

Это и побудило меня к выбору темы моей работы и к определению предполагаемого результата.

Изучив литературу по данной теме, я отметила, что вопросы о решающей роли патриотического воспитания в развитии личности ставились в педагогике и психологии с давних времён. И в настоящее время, все усилия направлены на то, что образование должно собрать воедино значимые ценности и общественные установки с передовыми отечественными традициями в систему, обеспечивающую становление патриотизма.

Я рассматривала воспитание любви к Родине как долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, и большая роль в этом отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, т. к. воспитание чувств – процесс, который нельзя уложить в жесткие рамки. Это ежедневное общение взрослого с ребенком, в результате которого формируется такое образование, как чувство любви к родному городу.

В связи с этим решение проблемы я видела в определенной системе организации игр, образовательной деятельности, экскурсий и целевых прогулок, консолидации усилий педагога и родителей.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Во время игр дети знакомились с такими понятиями, как уважение, любовь к родному городу, любовь к своей семье, своему дому.

Во время организованной образовательной деятельности они знакомились с жизнью города, горожан, узнавали о том, что Строитель славен своей историей, традициями,памятниками,знаменитыми людьми. А потом все это,отражали в рисунках.

Экскурсии и прогулки были построены по принципу от знакомого к неизвестному. Начались они с территории детского сада, с места, которое знакомо и близко дошкольникам. Дети узнали о том, украшал, строил, планировал, кто поддерживает чистоту на территории. Они осознали, сколько труда вложили сотрудники детского сада в работу.

Далее диапазон экскурсий расширился. Гуляя по городу, дети получали положительный эмоциональный настрой, видели красоту города, значимость труда горожан, у них расширялись знания о родном городе, представления о профессиях горожан и воспитывалось уважение к результатам труда, к подвигу солдат.

Участие воспитанников группы в районом смотре-конкурсе строя и песни среди кадетских классов и юноармейских отрядов, стимулировало развитие гражданской позиции, закладывало предпосылки гражданских качеств.

Использование различных методов и приемов,позволило обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, подвело дошкольников к пониманию того, что любовь к родному городу на деле, а не на словах, - это стремление быть заботливым и неравнодушным хозяином.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Организация совместных творческих домашних заданий -например, придумывание и изображение герба семьи, объединило родителей и детей, доставило радость.

Итоговая диагностика в подготовительной группе с этими детьми показала положительную динамику в определении степени знаний о родном городе по сравнению с контрольной группой.

Проделанная работа была успешной: дети научились восхищаться красотой окружающего мира,были заложены ростки любви к родному городу. Они стали активными участниками районного конкурса «Красота божьего мира», и в рисунках передали свой любимый город.

Дальнейшая работа направлена на воспитание патриотических чувств у дошкольников всего образовательного учреждения,с применением данной системы.

Уважаемые коллеги!На мастер-классе, вы познакомитесь с методами и приёмами, применяемыми мною для знакомства дошкольников с родным городом.

- Скажите, пожалуйста, с чего для вас начинается Родина?

Русский народ сложил много пословиц и поговорок. Я предлагаю вам, используя «Разноцветный алфавит» разгадать зашифрованные пословицы о Родине.

В этой игре буквы алфавита представлены эталонами цветных форм – квадрат, треугольник, овал, ромб, цветок, звезда, плюс, прямоугольник. Я уверена, что вы без труда расшифруете спрятанные пословицы!

Задания такого характера используются с детьми старшего дошкольного возраста и помогают овладеть мыслительными операциями, важными для общего интеллектуального развития. Дети декодируют название города, в котором они живут,животных и растений родного края. Разгадывание зашифрованных слов способствует эффективному усвоению знаний о родном крае. Сначала такие задания вызывают определенную трудность: у детей ещё недостаточно сформировано умение сравнивать, классифицировать, рассуждать, здесь нужно помнить о том, что мыслительные умения, как и всякие другие, вырабатываются в процессе многократных упражнений.

- Какие пословицы у вас получились?

Из этих пословиц видно, как русский человек любит свою Родину. Ведь Родина это страна, в которой мы родились и живем. Но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок,где он родился. Это малая Родина.

Для моих воспитанников, малая Родина – это Строитель. За последние годы наш город вырос. В нем много домов. Для чего нужны дома?

А в нашем городе дома какие?

Но первые дома в городе были построены с использованием дерева. Строить дома из дерева это хорошо?Почему?

А я говорю, что строить дома из дерева это плохо. Почему?

В нашем городе на сегодняшний день проживают более 23 000 горожан, поэтому нужны многоэтажные дома. Строить такие дома хорошо. Почему? А я говорю, что строить такие дома плохо, почему?

Предложенная словесная игра «Хорошо – Плохо» является элементом системы ТРИЗ,которая закрепляет знания о родном городе,показывает мир во всем его многообразии. ТРИЗ учит дошкольников находить позитивные решения проблем, что пригодится и в школе, и во взрослой жизни. В процессе игры осуществляется интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»

Прием ЭМПАТИИ, при котором ребенок,проецирует на предмет свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания, дает возможность проникнуть детям во внутренний мир предметов,учит детей беречь общественное.

Вы сорванный цветок, что вы чувствуете? –Вы затоптанный газон о чем вы мечтаете? –Вы сломанная входная дверь, о чем вы думаете?Вы испорченная кнопка лифта, о чем вы думаете?Вы чистый тротуар, о чем вы думаете?Вы красивое здание,что вы чувствуете?

Принимая на себя роль того или иного предмета, ребенок учится постигать добро и зло,сопереживать. Этот прием является тренингом эмоций,воображения,образного мышления и речи ребенка. Воспитывает у дошкольников бережное отношение к тому, что создано в нашем городе человеком и природой.

А вот такие приемы как, динамические паузы, физминутки, повышают работоспособность детей, обеспечивают кратковременный отдых. Я подбираю их в соответствии с темами, по ознакомлению дошкольников с родным городом и сейчас я предлагаю вам построить дом:

Кладу кирпич за кирпичом,Я строю, строю, новый дом,

стена все выше, выше, выше,а это будет крыша,вот здесь окно,а тут крыльцо,

ступеньки посчитай 1,2,3,4,5 и двери открывай!

Использую в практике работы пальчиковую гимнастику, повторяйте за мной:

Молотком стучу, стучу,

Сто гвоздей заколочу.

Уду строить дом, дом,

Будем жить в нем, в нем!

Использование пальчиковой гимнастики способствует развитию мелкой моторики,стимулирует зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь. Выполнение пальчиковой гимнастики у нас не вызывает затруднений, а у детей, эти задания вызывают трудность, т. к. недостаточно развита, координация движений, глазомер и мелкая моторика рук.

Каждый момент ознакомления детей с родным городом пронизан созданием проблемных ситуаций. Задачи приобщения детей к жизни города, культуре, истории, природе наиболее эффективно могут быть решены в процессе стимулирования умственной активности ребенка. Для решения ситуаций используются проблемные задания с обязательным участием догадок, предположений, вопросов.

Чтобы было, если бы на домах не было номеров?

Чтобы было, если бы улицы города не убирались?

Чтобы было, если бы в нашем городе не было деревьев?

Следует помнить, что проблематизация это не только расширение знаний о родном городе, но и важнейшее условие поддержания высокого уровня умственной активности дошкольников.

Одним из важных моментов в работе по данному направлению является символизация, в процессе которой детям предоставляется возможность эмоционально выразить свое отношение к полученной ранее информации о родном городе. Вот сейчас я предлагаю вам подарить нашему городу «Букет красивых пожеланий». Какой же букет без цветов? Ставя свой цветок в вазу, вы скажете свое пожелание г. Строитель. Получился прекрасный букет!

Строитель не столица! но любим мы тебя. И знакомых лица – радуют всегда. На большой планете городов не счесть,Но на Белгородчине - самый лучший здесь!

Смоделируйте, как в своей работе вы сможете применить показанные мной приемы.

Я уверена, что успех патриотического воспитания детей будет достигнут только тогда, когда сам педагог будет знать и любить историю своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста,вызовут у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе,достопримечательностях, интерес к истории и культуре,своей малой Родины.

В заключение своего мастер-класса, я предлагаю вам, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана, высказаться одним предложением, по поводу прослушанного.

Сегодня я узнала, что…Было интересно…Я выполняла задания….Я поняла, что ….Я приобрела…У меня получилось….Я попробую…. Меня удивило….Мне захотелось….

Публикации по теме:

Воспитание нравственно-патриотических чувств при ознакомлении дошкольников с подвигом русского народа в годы ВОв План работы по самообразованию на 2014-2015 учебный год воспитателя средней группы «Почемучки» Голубевой Оксаны Александровны Тема: Воспитание.

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников». Консультация для воспитателей Воспитание патриотических чувств у дошкольников. (консультация для воспитателей) Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию,.

Аналитическая справка «Воспитание патриотических чувств у дошкольников в совместной деятельности семьи и детского сада» Тема «Воспитание патриотических чувств у дошкольников в совместной деятельности семьи и детского сада». Дата проведения контроля: 10.02.

Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом Воспитание патриотизма начинается в дошкольном возрасте и тесно связано с конкретными представлениями детей: семья, детский сад, родной.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста» Основой мировоззрения и отношения к родной стране-является патриотизм. Укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». воспитатель Сафина Лейсан Рустямовна, МАДОУ №106 «Забава».

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю» Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?».

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства с историей и культурой родного края Д. С. Лихачёв: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников В 2015 году исполняется 70 лет со дня Великой Победы нашей страны над фашистскими захватчиками. Война несет боль, разрушения и смерть. Все.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольниковВоспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотических чувств у дошкольников через знакомство с родном городом
Опубликовано: 13 ноября 2015 в 20:11
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через знакомство с родном городом» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Титова (УИ 259810) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД