Наталья Наседкина
Воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новосафоновский детский сад «Солнышко»
Проект
«Воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе».
Автор : Наседкина Н. С.
воспитатель
МАДОУ Новосафоновский
детский сад «Солнышко»
Проект
Публикация «Воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность на природе, в лесу
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тема: «Воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе».
Проблемы безопасности детей в современном мире не теряют своей актуальности, а напротив, приобретают все большую остроту в связи с ростом числа социальных, природных и техногенных рисков. Основанием для решения этих проблем должно стать образование в области безопасности на всех этапах жизни человека, воспитание личностных качеств, позволяющих человеку гармонично сосуществовать в природе и обществе. Сохранение здоровья детей и формирование у них опыта безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденному приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155, формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе осуществляется в ходе реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие».
Безопасное поведение – это такое поведение человека, когда он ведет себя безопасно для себя и для окружающих в настоящий момент времени, вне зависимости от места пребывания (в транспорте, на улице или в местах массового скопления людей, в природе). Опыт безопасного поведения не дается ребенку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Поэтому необходимо уделять особое внимание формированию безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизиологические особенности, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.
Работа по воспитанию основ безопасного поведения детей – непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста и стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности за свои действия. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в своей жизни, на практике.
В современной науке по формированию и расширению социального и личного опыта ребенка накоплен обширный материал. Цели образования дошкольников в области безопасности определены потребностью общества и каждого человека в снижении рисков для жизни и здоровья детей.
Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы настоящего исследования: «Воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе».
Таким образом, возникло противоречие между потребностями жизни в накоплении ребенком старшего дошкольного возраста опыта безопасного поведения в природе и отсутствием научно обоснованных организационно-педагогических условий организации данного процесса в дошкольной образовательной организации. Выделенное противоречие свидетельствует об актуальности проблемы воспитания основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте в природе.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1) Проанализировать проблему в психолого-педагогической литературе.
2) Рассмотреть организационно-педагогические условия воспитания основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте в природе.
3) Определить уровень сформированности безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе.
4) Осуществить образовательную деятельность, направленную на воспитание основ безопасного поведения старших дошкольников в природе.
5) Проанализировать эффективность проделанной работы, сформулировать выводы.
Гипотеза исследования: воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если этот процесс будет осуществляться при следующих организационно-педагогических условиях:
– создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам воспитания основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте в природе;
– использование совокупности форм, методов и средств, направленных на воспитание основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте в природе.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были определены методы исследования:
– теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме);
– эмпирические (анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения по проблеме воспитания основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте в природе; наблюдение, анкетирование, методики, эксперимент).
Безопасное поведение является результатом не только полученных, усвоенных детьми знаний, теоретическим багажом, но и воспитанием личностных качеств (характеристик, обеспечивающих ребенку старшего дошкольного возраста безопасную жизнедеятельность.
Цель работы по воспитанию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в природе – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения. Эту цель можно реализовать путё м решения следующих задач:
1) Создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам воспитания основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте в природе;
2) Использование совокупности форм, методов и средств, направленных на воспитание основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте в природе.
Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию проблемы воспитания основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ Новосафоновский детский сад «Солнышко». В исследовании принимали участие 20 детей, стабильно посещающих подготовительную группу детского сада, из них 12 девочек и 8 мальчиков. Также в исследовании принимали участие педагоги МАДОУ Новосафоновский детский сад «Солнышко» (5 человек) и родители воспитанников в количестве 20 человек.
Цель констатирующего этапа исследования – определить эффективность воспитания основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе (на примере МАДОУ Новосафоновский детский сад «Солнышко»).
Были определены критерии, показатели и уровни сформированности безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста. (Высокий 25%,средний 60%,низкий 10%)
По результатам опроса детей, можно сделать вывод о том, что основы безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе достаточно сформированы у половины группы. Дети, имеющие средний уровень основ безопасного поведения в природе, могут сформулировать и дать определение понятию «безопасность», но не все имеют представление, как правильно поступать в определенных ситуациях. Так же есть дети, уровень основ безопасного поведения в природе которых ниже среднего, они не знают, что такое безопасность и как правильно поступать в сложившейся ситуации.
Решение второй задачи констатирующего этапа исследования было посвящено выявлению представлений педагогов и родителей о воспитании безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе.
По результатам анкетирования родителей можно сказать, что большинство родителей имеют представление об основах безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе, знают, для чего необходима организация работы по формированию основ данной проблемы. В некоторых семьях не до конца имеют представления о безопасности, не знают для чего необходимо организовывать работу по основам данного вопроса. А другая часть семей вообще не имеет представления об основах безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе.
Задачи формирующего этапа исследования
1. Обогатить предметно-развивающую среду в группе, которая позволит более качественно решать задачи приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам безопасного поведения в природе.
2. Активизировать участие родителей в образовательном процессе по воспитанию у детей основ безопасного поведения в природе.
Для реализации первой задачи, мы внесли следующие изменения в условия развивающей среды: мы поделили имеющийся уголок по безопасности на две зоны, на зону практической и наглядной деятельности. Это позволило, на наш взгляд, более удобно детям использовать предложенный материал в игровой деятельности.
Контрольный этап выявил уровень сформированности знаний у детей по основам безопасного поведения в природе и позволил установить позитивные изменения в представлениях детей
Представленные данные показывают, что к концу работы по воспитанию основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте в природе увеличилось количество детей с высоким уровнем воспитания основ безопасного поведения в природе на 13%, уменьшилось количество детей на среднем и низком уровнях соответственно на 11% и 1%.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос воспитания основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте в природе является актуальным.
Таким образом, результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми представлений по основам безопасного поведения в природе. Положительная динамика проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения доказывает эффективность выделенных нами педагогических условий. Таким образом, в ходе исследования была достигнута цель, решены задачи, доказана гипотеза.