Лариса Бутенко
Формирование навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
1. Формирование навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности
2. Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста.
Публикация «Формирование навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Двигательная активность ребенка
- Старшая группа
- Темочки
3. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий.
4. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их, а подготовить к полноценной жизни.
5. На сегодняшний день действует Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" – так называемый ФГОС дошкольного образования. В двух его образовательных областях имеется содержание работы, направленной на формирование навыков и знаний безопасного поведения : так, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Образовательная область «Физическое развитие» содержит задачи становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
6. Обязательная часть современной образовательной программы ДОУ предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
Нами отмечено, что современная методическая литература содержит большой материал по взаимопроникновению задач здоровьесбережения и безопасного поведения, здоровьесбережения и физического воспитания. Нашей же целью было спланировать и осуществить взаимодействие содержания воспитания навыков безопасной жизни в процессе формирования двигательной активности.
7. Для начала мы определили направления этой работы:
- во – первых, формирование навыков безопасного движения на дорогах в качестве пешеходов, автомобилистов, пассажиров общественного транспорта; знания и навыки безопасного поведения при возгорании, при пожарах и задымлениях
- во – вторых, формирование навыков быстроты движений, ловкости, выносливости, скоростных качеств одновременно с сообразительностью, координированностью, умение сдерживаться и быть внимательным - они понадобятся ребенку в опасных ситуациях общения с незнакомыми людьми, в других опасных жизненных ситуациях
- в - третьих, совершенствование знаний и навыков безопасного поведения при организации подвижных игр, физических упражнений, спортивных игр, техники безопасности при проведении организованной образовательной двигательной деятельности и других случаях игрового и ситуативного взаимодействия детей друг с другом.
Все эти знания и навыки, по нашему мнению, позволят в целом сформировать у ребят навыки безопасного, здоровьесберегающего поведения в широком смысле слова.
8. Самыми универсальными, на наш взгляд, являются традиционные физические упражнения. Специально подобранные, методически правильно организованные движения помогают не только благотворно влиять на физиологические функции детского организма, но и позволяют им быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают двигательный опыт ребенка.
9. Когда в руки к нам попал сборник Руновой М. А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. (– М. : Линка – Пресс, 20007г) мы поняли, какое разнообразие содержат тщательно спланированные в нем 55 комплексов физических упражнений и игр для детей 5-7 лет, которые тесно связаны с использованием вариативной физкультурно – игровой среды.
10. Как пишет автор, двигательная активность, направленная на достижение цели любого действия, определяется уровнем развития интеллектуально – сенсорной, познавательной, эмоционально – волевой и игровой сферы. И наоборот, включение в двигательную активность элементов познавательной, интеллектуальной деятельности, придает осмысленность движениям, а значит – определяет наивысший результат. Удовлетворение, возникающее в результате преодоления трудностей различного характера, способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта.
11. Изучение содержания сборника шло параллельно с разработкой разных видов организованной образовательной двигательной деятельности, в частности, так называемых тематических физкультурных занятий, физкультурных занятий на игровом материале, занятий по типу круговых тренировок. Рунова М. А. подвигла нас к более активному использованию спланированных ей комплексов физических упражнений с разными видами оборудования, а в дальнейшем – к выстраиванию на их основе настоящих полос препятствий. Одновременное обращение к тематическим физкультурным занятиям позволило нам накопить достаточный опыт занятий на полосах препятствий на темы безопасного поведения. Ими стали занятия на тему профилактики дорожного травматизма, закрепления знаний и навыков безопасного движения в эстафетах, на полосах препятствий, на игровом тематическом материале.
12. Большим подспорьем стал сборник Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. (– СПб. : ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2011 г, автор – Польнова В. К., Дмитренко З. С. и другие.
13. В нем спланировано содержание не только традиционных форм работы по освоению образовательной области «Безопасность» - дидактические игры, беседы, игровые и проблемные ситуации, драматизации, но и спортивные, подвижные тематические игры: «Огонь – друг и враг», «Птенчики в беде», игра – соревнование «Сбей мяч», «При пожаре не зевай – огонь водою заливай», «На пожаре» и другие.
14. Хочется отметить, что наибольшую интегративность получает тематическая работа с дошкольниками по изучению, закреплению правил дорожного движения, правил пожаротушения и поведения на пожаре, других опасных жизненных ситуациях именно в процессе досугов и развлечений. Во время них есть возможность освежить знания в виде экспресс – опросов или небольшой викторины, отметить нравственную сторону вопроса, поговорить о таких человеческих качествах как смелость, героизм, взаимопомощь, милосердие. В эстафетах и играх дети не только закрепляют навыки грамотного поведения, формируют необходимые физические качества – координированность, быстроту движения, ловкость, но и понимают необходимость быстрого и одновременно – правильного решения проблемной задачи.
15. Возвращаясь к сборнику М. А. Руновой, хочется отметить, что автором грамотно выделены проблемы детей с разным уровнем развития двигательных навыков, и разной степенью активности в двигательной деятельности в целом.
Так, ей спланированы игры – упражнения для детей с высоким уровнем двигательной активности. Таким детям, как правило, нужны задания на развитие процессов торможения, внимания, координации, ловкости и точности при выполнении движений. Детям же с низким уровнем двигательной активности нужны задания на развитие быстроты движений. Именно эти качества смогут им помочь в проблемной жизненной ситуации, обезопасить жизнь и здоровье. Данные игры имеются в нашей игротеке, они очень востребованы нами, инструкторами по физической культуре, и воспитателями.
16. Именно тематические досуги, развлечения, спортивные праздники, совместные с родителями, имеют наибольший коэффициент полезного Не секрет: иногда сами родители, понимая важность обучения детей правильному поведению в опасных жизненных ситуациях, не знают, как это сделать грамотно, доступно, интересно детям.
17. В своем стремлении глубже понять методику формирования знаний познавательного характера через двигательную активность, мы обращались к сборнику Познавательные физкультурные занятия. Подготовительная группа. Автор – составитель Т. Б. Сидорова. (– Волгоград: Учитель, 2011 г.). Автор, ссылаясь на уже известного всем новатора в области физического образования детей дошкольного возраста Н. Н. Ефименко, пишет: «Только в игре, в сфере развития двигательного воображения и осмысленной моторики, развиваются психические функции, которые всегда выступали на передний план в физическом воспитании. Крупнейший детский психолог А. В. Запорожец доказал, что двигательное воображение обеспечивает одушевление детских движений. Согласно его теории, движение, прежде чем превратиться в управляемое, должно стать ощущаемым, то есть осмысленным. В игре каждое движение называется игровым термином, то есть осмысливается, ощущается ребенком. Только в игре, в игровом упражнении ребенок не боится выполнить движение не так, как все, а так, как он его чувствует и представляет, входя в образ охотника, пожарного, атлета и т. д. Причем, ребенок не только передает знакомый образ, но и учится создавать новое движение, наиболее рациональное. Ребенок учится двигательному творчеству, личностному самовыражению. Только на этой основе можно результативно формировать, корректировать техническую сторону процесса движения. Задача педагога – не просто тренировать движение, а создавать условия для его самостоятельного осмысления, творческого воспроизведения, применения в нужной ситуации. Автор анализирует виды физкультурных досугов, отдавая пальму первенства именно игровым моментам. Выделяет слова Ефименко: «Играть нужно с первой минуты до последней», «Там, где заканчивается игра – там заканчивается педагогика». Оба автора уверены: физическое воспитание не должно сводиться только к мускульной деятельности. «Стратегия физического воспитания ребенка такова: используя все его возможности, - укреплять их двигательный статус, расширять интеллектуальные возможности и формировать морально – этические основы человека будущего» В сборнике «Познавательные физкультурные занятия приведены сценарии т. н. тематических мини – игр, позволяющих не только сформировать и совершенствовать двигательные навыки, но и осмыслить их практическую направленность, технику безопасного выполнения. С помощью «путешествий» по странам и континентам дети осваивают навыки выживания, безопасного поведения в природных условиях Африки, Севера, Южной Америки, европейских стран. Многие игры мы заимствовали при проведении своих тематических досугов и развлечений по безопасности дорожного движения, безопасного нахождения на природе, в быту.
18. Особого разговора заслуживает методика ознакомления дошкольников с правилами и техникой безопасного поведения при организации двигательной активности. В методической литературе можно встретить достаточно полный материал по обеспечению техники безопасности проведения физкультурных занятий. Это касается самих педагогов, их умения грамотно распределить физкультурное оборудование, двигательную нагрузку, обеспечить правильную организацию занятия с целью обеспечения безопасного пребывания детей. С этой целью можно обратиться к сборникам:
- Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет/Е. М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова и другие. (– М. : Просвещение, 1987г)
- Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3—7 лет : Пособие для педагогов дошк. учреждений: В 3 частях — (М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.) — Ч. 1: Программа «Старт».
Нами же разработаны инструкции для детей старшего дошкольного возраста, которые они должны усвоить и выполнять в разных видах основных движений, упражнений в целом.
19. Так, при обучении бросанию мяча, ловле, метании:
- стараться не наталкиваться друг на друга при возвращении упущенного мяча
- при метании в цель и на дальность нельзя метать мешочек (или мяч) раньше, чем предыдущий ребенок не поднимет свой мешочек (мяч); особенно важно соблюдение этого правила при бросках набивного мяча; при бросании мяча нельзя целиться в голову, лицо
20. Ползание, лазание:
- При залезании на гимнастическую стенку важен правильный хват, ставить ногу на рейку серединой стопы, нельзя перешагивать через 2 рейки; нельзя спрыгивать с высоких реек, толкаться, хватать друг друга
21. Ходьба:
- между шагающими в колонне детьми должно быть определенное расстояние - «окошко»; точно выдерживать общий темп ходьбы
Бег:
- осуществлять самоконтроль при беге в колонне, врассыпную – относительно темпа бега, направления, не толкать впереди стоящего; бегать тихо, на носочках, беречь пятки
22. Прыжки:
- на ногах должны быть кроссовки; если обуты чешки – прыжки осуществляют только на мягкое покрытие
- в прыжках на месте приземляться на носки
- в прыжках в длину с места приземляться на пятки, сохраняя равновесие
- в прыжках в длину и в высоту с разбега приземляться на 2 ноги, стараться не западать назад, на ягодицы
Спрыгивание:
- приземляться только на носочки, на полусогнутые ноги
В прыжках через короткую и длинную скакалку приземляться на носки.
23. Не менее важным направлением в работе по обеспечению безопасного поведения детей считаем сообщение знаний родителям при организации ими двигательной активности своих детей в условиях семейного воспитания.
24. Нами были подготовлены ряд инструкций по предупреждению травматизма детей на природе, во время подвижных и спортивных игр, нахождения на водоемах в летнее и зимнее время.