Людмила Юдина
Сюжетно-ролевые игры как фактор формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, безопасность на улицах и дорогах, развитие детей.
Публикация «Сюжетно-ролевые игры как фактор формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных - местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка «Правила дорожного движения» неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Старший дошкольник проигрывает в сюжетно-ролевой игре различные ситуации, связанные с человеческими отношениями, всю систему действий в этих ситуациях, всю систему последствий этих действия для себя и окружающих. В сюжетно-ролевой игре ребенок действует сначала действенно, эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений.
Спецификой сюжетно-ролевой игры ребенка становится потребность в товарищах, без которых она теряет для него смысл. Общаясь со сверстниками в ходе игры, дошкольник учится сотрудничать, подчиняться, управлять, распределять функции, совершать справедливо, чувствовать себя членом группы, сохранять свои особенности.
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении, как и педагогический процесс в целом, основывается на демократических принципах, взаимодействия и сотрудничества и осуществляется в двух основных направлениях (косвенное и прямое). Одним из основных факторов развития ребенка выступает сюжетно-ролевая игра, которая вызывает самые главные изменения в психологических особенностях личности дошкольника. Изображая в сюжете определенные отношения между людьми, ребенок тем самым усваивает их.
Необходимо научить детей не только Правилам дорожного движения, но и с самого раннего возраста учить наблюдать и ориентироваться. Обучая детей, не забывайте показать им те нарушения, которые можно увидеть на улицах среди водителей. Покажите малышу нарушителей-пешеходов. И тем более, никогда не нарушайте правила дорожного движения сами. С точки зрения маленького ребенка, взрослые - образец поведения, а все, что они делают, - правильно.
Личный пример соблюдения правил дорожного движения поможет сформировать привычку не нарушать, довести до автоматизма правильные действия ребенка при переходе через дорогу. Не оставайтесь равнодушными к поведению на дороге незнакомых, чужих детей. Заметьте: сделанное вами замечания, вовремя протянута рука помощи предупредит возможной беде.
От того, насколько хорошо ребенок усвоил правила безопасного поведения па улице, как применит их в реальной ситуации на дороге, зависит его здоровье, а иногда даже жизнь. Об этом должны помнить и педагоги, и родители. Знакомить детей с правилами дорожного движения и безопасного поведения па улице необходимо начинать с раннего возраста, постепенно усложняя первоначальный материал от простого к сложному.
Вопрос воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста является составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОО. Эта работа должна осуществляться в рамках реализации не только образования «Безопасность», но интегрировано включаться во все образовательные области: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» и другие. Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.
Многие родители детей дошкольного возраста сталкиваются с проблемой обучения детей правилам дорожного движения. Родители порой не знают не только как рассказать детям о соблюдении дорожных правил, но и не могут отобрать материал, доступный их возраста. Реализация проекта способствует повышению уровня знаний родителей по правилам дорожного движения, знакомит родителей с формами и методами обучения поведения на улице.
Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.
Литература:
1.1000 загадок / Сост. Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. Ярославль, 2004
2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -СП: Детство - ПРЕСС, 2002
3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М. : Просвещение, 1987.
4. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М. : Просвещение, 1992.
5. Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. - М. : Педагогика, 1981.
6. Воспитание детей к игре. — М. : Просвещение, 1983.
7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологи- 1966. - № 6. - С. 62-76.
8. Гришин В. Обучение дошкольников правилам дорожного движения // Дошк. восп. - 1991. - №2. - С. 22-26.