ЕЛЕНА КОЖЕМЯКИНА
Обобщение опыта работы «Воспитание безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Актуальность
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Со временем изменились условия жизн
Публикация «Обобщение опыта работы „Воспитание безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
и человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.
Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут.
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и дошкольников основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений. Ведь ребенок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского учреждения воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения дошкольников правилам безопасного поведения.
Проблема: Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. И поэтому именно сейчас во многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «воспитанию безопасного поведения детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы. Работа велась через реализацию кружка «Островок безопасности». Была написана программа кружка, куда вошли перспективное планирование, мониторинг и др.
Цель работы : подготовить ребенка к будущей жизни, к встрече с различными опасными ситуациями.
Цель реализуется путем решения нескольких задач:
1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения.
2. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения.
3. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.
4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей, бережное отношение к окружающему миру.
5. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих принципов:
1. Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей упирается на уже освоенное в предыдущем);
2. Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
3. Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.)
4. Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
5. Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
6. Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
После определения тематики, целей и задач встает вопрос: «С чего начать?»
1 этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными и практическими действиями.
Новизна опыта : Обучая детей правилам безопасного поведения, важно использовать разнообразные формы и методы работы (наблюдение, игровой, словесный и др.). Правила безопасного поведения написаны сложным языком и адресованы обычно взрослым. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров, правилам безопасного поведения дома, в природе, с незнакомыми в других, доступных для них, формах и в разных видах деятельности (изо, конструирование и др.).
Доступные формы при знакомстве детей с правилами безопасного поведения :
Беседы «Правила для пешеходов»,«Огонь - друг или враг?» и др., Обсуждение ситуаций «Что будет, если не будет правил», «Мальчик залез на подоконник» и др. ,
наблюдения, экскурсии «По детскому саду» (знакомство с пожарной сигнализацией, огнетушителями, в пожарную часть п. Приводино,
Заучивание стихов: К. И. Чуковский «Путаница», драматизация стихотворения С. Маршака «Кошкин дом» и др. ,
Чтение художественных текстов: Е. Хоринская «Спичка-невеличка», Б. Житков «Дым», «Пожар в море», А. Шевченко «Как ловили уголька»., просмотр видеофильмов, презентаций: «История создания светофора», «Правила дорожные знать всем положено» и др. ,
Настольные: «Собери знак», Лото «Опасные ситуации», «Правила поведения»,
Дидактические игры: "Кто больше назовёт действий", «Это я, это, это все мои друзья», «Часть-целое» и др. ,
Итоговое интегрированное открытое занятие «Путешествие по островам знаний»
Знания закрепляются в играх «Уступи дорогу», развлечениях, флэш-мобах, соревнованиях «Мы пожарные», конкурсах «Кто больше отгадает загадок», акциях «Осторожно, дети!», тренировки по эвакуации детей из групп проводятся по плану. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, то есть все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасности.
Обязательным условием для решения вышеперечисленных задач является создание правильной предметно-развивающей среды.
В группе был организован уголок безопасности «Островок безопасности», где разместились различные плакаты по безопасности, картотеки по «Безопасности с незнакомыми», «Безопасности в быту», «Безопасности на дороге», «Пожарной безопасности», макеты «Пожарный щит», «Дорога», маркеры «Специальная техника», игры: настольные, дидактические, альбомы «История возникновения светофора», «Правила безопасности в стихах», атрибуты для игр, сделанные руками детей «Домики», «Дорожные знаки» и др.
Работа по воспитанию безопасного поведения велась и с родителями воспитанников. Проводились собрания «Давайте, будем осторожными», индивидуальные беседы-консультации, в уголке для родителей было отведено место для статей-консультаций для родителей по безопасности «Безопасность ребенка на улице», «Безопасность зимних прогулок», «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» и др. Статьи менялись каждый месяц, также оформлялись буклеты: «Безопасное лето», с дидактическими играми по безопасности «Безопасность в социуме, быту и на улице». Также к нам в гости приходили сами родители и рассказывали о пожарной безопасности, научили пользоваться индивидуальным пакетом «Феникс», который снабжен фильтром и не воспламеняющимся материалом, в нем можно находиться в задымленном помещении до 15 мин. А еще родители помогли сшить маркеры для сюжетных игр, специальный транспорт (пожарную машину, скорую помощь).
Мы с детьми и родителями нашей группы участвовали в неделе безопасности «Чтоб не случилось беды» (2016 г., виртуальной викторине «Знай, помни, соблюдай», встрече с пожарниками, с инспектором ГИБДД Кубраковой Е. С., в развлечениях.
Работа над этой темой способствовала не только познавательному и социально- личностному развитию дошкольников, но и заметному повышению уровня профессионального мастерства педагогов. Для педагогов был проведен мастер-класс «Социоигровые технологии: использование дидактических и настольно-печатных игр по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей дошкольного возраста»по обучению воспитателей дидактическим играм по данной теме. Также на педагогическом совете был обобщен опыт по «Воспитанию безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста», оформлена выставка пособий.
Мониторинг позволяет говорить о создании определенной системы работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами безопасного поведения. Использовала частично мониторинг Верещагиной Н. В. «Результаты мониторинга образовательного процесса (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям)» и «Диагностические карты» Тарасовой Т. Н. с сайта detskiy-sad.
На начало работы по воспитанию безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста при анализе результатов диагностического обследования были выявлены следующие данные:
Тема: «Светофор»
В-62,5%, С-25%, Н-12,5%
Тема: «Пешеход и пешеходный переход»
В-0%, С-87,5%, Н-12,5%
Тема: «Транспорт»
В-0%, С-87,5%, Н-12,5%
Тема: «Улица, дорога»
В-0%, С-75%, Н-25%
Тема: «Пожарная безопасность»
В-0%, С-75%, Н-25%
Тема: «Безопасность дома, в природе»
В-12,5%, С-75%, Н-12,5%
Данные результаты показали недостаточное или полное отсутствие знаний у детей о правилах безопасного поведения. За период работы в практикуемой мною системе, уже сейчас я отмечаю существенное изменение в уровне сформированности интегративных качеств, знаний правил безопасного поведения. А в конце учебного года я получила достаточно высокий уровень обследования дошкольников.
Тема: «Светофор»
В-87,5%, С-12,5%, Н-0%
Тема: «Пешеход и пешеходный переход»
В-87,5%, С-12,5%, Н-0%
Тема: «Транспорт»
В-75%, С-25%, Н-0%
Тема: «Улица, дорога
В-75%, С-25%, Н-0%
Тема: «Пожарная безопасность»
В-62,5%, С-37,5%, Н-0%
Тема: «Безопасность дома, в природе»
В-87,5%, С-12,5%, Н-0%
На заключительном этапе моей работы я выяснила, что у детей, а так же и у родителей, обогатились знания о правилах дорожного движения, поведения на улице, в природе, о профилактике дорожно- транспортного травматизма. У детей появился устойчивый интерес к познанию и соблюдению правил безопасного поведения. В процессе работы по данной теме возникали некоторые проблемы:
1. Большой объем материала, но мало времени.
2. Недостаточная материальная база ДОУ, поэтому приходилось многое делать самой.
3. Мало методических пособий, поэтому спасали интернет ресурсы.
Планы на будущее: обобщить и распространить свой опыт на область, разместить материал на сайте МААМ. РУ, применять накопленный опыт дальше в своей педагогической практике. Будем участвовать в районном месячнике по охране труда, а у нас будет неделя безопасности.
Вывод: Помочь себе в трудной ситуации может тот, кто имеет необходимые знания о существующих опасностях, кто научится их своевременно распознавать, обходить стороной. Недаром русские пословицы гласят: «Береженого Бог бережет», «Берегись бед, пока их нет», «Предупрежден - значит убережен». Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о важности и значимости работы по воспитанию безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.