ВАРЕНОВА МАРИНА
Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность выбранной темы
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.
Публикация «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети старшего возраста остаются наедине с компьютером, телевизором. Поэтому считаю очень важным показать взрослым, как влияют русские народные сказки на формирование нравственных качеств ребёнка.
Цель работы по теме самообразования – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.
План работы по самообразованию
№ Название мероприятия Сроки Результат
1. Подбор методической литературы для изучения Сентябрь Подобрать методическую литературу для изучения.
2. Познакомиться с интернет
ресурсами; изучение методической литературы;
изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»и т. д. Октябрь - Май Изучение методической литературы по теме:
1. Н. Виноградова «Воспитание нравственных качеств дошкольника».
2. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».
3. Т. А. Шарыгина «Вежливые сказки».
4. А. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника».
5. Л. И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей» .
6. Лебедев Ю. А. «Сказка как источник творчества детей».
7. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой».
8. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии»
9. О. Н. Пахомова «Добрые сказки» (Этика для малышей) .
10. Журнал «Дошкольное воспитание»
11. Изучение методик и технологий педагогов в интернете, опыт работы в ДОУ и применение их на практике.
3. Разработать перспективный план работы с детьми на год.
Октябрь – Май Перспективное планирование по воспитанию интереса дошкольников к работе с книгой и дополнительному развитию их познавательных и речевых умений на материале сказок «Сказки - добрые друзья!».
4. Работа с детьми:
совместная и самостоятельная деятельность детей в группе;
совместная подготовка выставок, рисунков, поделок, композиций детей; оформление группового помещения к драматизации.
Октябрь – Май викторина «В гостях у сказки», театральная постановка сказки «Заюшкина избушка», выставка детского творчества «В стране добра и зла», выставка поделок «Волшебные помощники»,
проведение выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой».
Встреча с сотрудниками музея и библиотеки.
5. Работа с родителями Октябрь – Май Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы:
1. Изготовление героев сказки детьми.
2. Пополнить библиотеку русскими народными сказками с иллюстрациями разных художников.
3. Пополнить уголок ряженья масками, костюмами для самостоятельной игры.
4. Пополнить кукольные, настольные театры т. д.
Консультация для родителей «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Как и для чего, читать детям сказки?», «Роль сказки в развитии детей»,