Галимова Людмила Васильевна
Воспитание и подготовка ребенка к жизни через развитие его внутреннего потенциала и выявление его способностей
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений образовательных учреждений нашего города, в том числе и детского сада «Пингвин».
Переход в век современных навороченных технологий невозможен без людей творческих, активных, неординарно мыслящих и способных быстро решать поставленные задачи. От этого зависит потенциал нашей Родины.
Публикация «Воспитание и подготовка ребенка к жизни через развитие его внутреннего потенциала и выявление его способностей» размещена в разделах
Что же означает слово «Одаренность»? На протяжении долгого времени ведется спор по данному вопросу. Сначала это понятие относилось только лишь ко взрослым, имея в виду их выдающиеся достижения. В наше время одаренность применяют и к детям, в том числе дошкольного возраста, имея в виду интеллектуальные способности и исключительные успехи в познании. Как неравнодушного педагога эта тема заинтересовала меня. Пришлось прочитать много литературы по данной теме.
Наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Воспитывая и обучая детей в детском саду, я непроизвольно пришла к следующему выводу: все дети одаренные! Просто, один ребенок талантлив в спорте, другой- в музыке, третий- в решении математических задач и т. д. Нам требуется увидеть, развить и направить определенные способности ребенка в нужное русло. Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Талант – это дар божий, который надо постараться сохранить и приумножить. И в каждом человеке есть своя "изюминка", свое неповторимое "Я"!
Есть дети, имеющие склонность к обобщению, есть- способные к анализу, а есть - прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Именно с такими детьми я работаю третий учебный год в детском саду «Пингвин». Дети по природе своей – исследователи. Особенно это заметно в дошкольном возрасте. Каждому ребенку- дошкольнику присуще неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: опрос, наблюдение, выдвижение гипотезы, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, дети действительно увлекаются.
При работе с одаренными детьми старшего возраста мною был создан и работает кружок «Почемучка». Для отбора детей я работаю во взаимодействии с педагогом- психологом детского сада, чтобы определить мотивацию, уровень одаренности, формирование коммуникативных навыков. Для большей эффективности занятия ведутся по подгруппам (6 человек, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
При планировании занятий за основу взята культурно - экологическая программа «Семицветик», по которой предоставляется дополнительное образование в детском саду. Работа с одаренными детьми позволяет полнее и глубже реализовать потенциал знаний и представлений дошкольников о природе. Занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей, задатков. Необходимо помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее. Ос-новное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка. Одним из наиболее эффективных методов, открывающих новые возможности воспитания и обучения детей, применяемых мною, является проектно - исследовательский.
Обучая детей исследованию, я направляю естественное стремление ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира, любви и пониманию языка природы, в том числе и родного края. В деле развития способностей детей чрезвычайно важен самостоятельный поиск истины.
Талантливым детям нравится заниматься исследовательской деятельностью, они с удовольствием делают это. Для создания еще большей мотивации мы с детьми восхищаемся идеей каждого. Необходимо, чтобы ребенок понял, как ценен его опыт, как уникален. Я просто обязана адаптироваться к неправильным версиям и ответам детей, а его ошибку использовать как возможность нового взгляда на что-то привычное.
При закреплении той или иной темы мы с детьми создаем творческие мастерские: рисуем, лепим, делаем поделки.
Формы работы с одаренными детьми:
творческие мастерские;
исследовательская деятельность;
конкурсы различного уровня;
интеллектуальный марафон;
участие в мини- олимпиадах;
проекты;
выставки;
игровая терапия;
тренинги;
беседы, чтение художественной литературы.
Главным принципом моей работы с одаренными детьми является опора на интересы детей, который включает в себя различные компоненты:
Стремление к углубленному познанию живой и неживой природы
Практическую деятельность детей
«Творческие мастерские» : Изображение природных объектов: (рисование, изготовление поделок)
Чтение художественной и познавательной литературы о природе
Основные проблемы, с которыми я столкнулась, работая с одаренными детьми:
В прочитанной мною литературе нет четких критериев определения одаренных детей;
Недостаточно содержательных материалов по проблеме диагностики и развития одаренности;
Одаренность имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т. д. К отрицательным - индивидуализм, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.
Представленная модель работы с одаренными детьми является значимой для меня и я получаю огромное удовольствие, видя результаты их деятельности: повышенная мотивация к обучению, участие в конкурсах различного уровня, успехи в познании.
Особая миссия возложена на педагогов. Их задача – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. А это – большая ответственность. А чтобы ребенок поверил в свои силы, я должна верить в него, подарить ему свою любовь, теплоту сердца, свет души!