Юлия Ушакова
Семинар-практикум «Отец в жизни ребёнка: его роль и влияние»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить психологическую культуру участников семинара
Задачи:
- Изучить теоретические аспекты проблемы «отцы и дети»
- Познакомить с практическими методами, направленными на установление гармоничных отношений между родителями и детьми.
- Довести до отцов истину, что им принадлежит право и обязанность воспитания их детей.
- Воспитать у отцов чувство уверенности в своих силах.
- Расширить знания отцов о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
- Вовлечь отцов в педагогическую деятельность, заинтересовать в необходимости развития своего ребёнка.
Публикация «Семинар-практикум „Отец в жизни ребёнка: его роль и влияние“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Помочь отцам научиться уважать каждого ребёнка как личность, развивать его творческие способности.
Аудитория: родительское сообщество «Клуб отцов».
Ведущий: педагог – психолог.
Добрый день уважаемые коллеги и наши замечательные гости – дисциплинированные, ответственные, исполнительные и любознательные – самые важные гости - наши папы. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о роли отца в воспитании детей.
О роли отца в воспитании ребенка сегодня говорят много. Специалисты отмечают, что довольно сложно вырастить полноценную личность, будь – то мальчик или девочка, без мужского влияния. Никто не отрицает возможность добиться успеха в области воспитания без отца, но как показывает жизнь, это большая редкость. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастит их чадо. Важно, то, что дают ему родители, в частности отец может дать то, что ни кто в мире больше дать ему не сможет.
Рождение ребенка и становление отцовства – сильнейший кризис для мужчины. Изменений в личности у него в связи с этой ролью значительно больше, чем у мамы.
В наших семьях часто бывает так, что после рождения ребенка главными лицами в семье становятся младенец ля и его мама. А отец отодвигается «на вторые роли». Один мужчина, оказавшийся в подобной ситуации, говорил: «Я чувствую себя в роли быка – производителя. Зачатие произошло, потомство появилось – все, отец больше не нужен!» А на самом деле, какова же роль отца в семье, и в частности, в воспитании собственного ребенка?
1. Какую роль Вы отдаете себе, после того, как в Вашей семье родился ребенок. Передаем друг другу мяч и говорим (защитник, кормилец, помощник, воспитатель, учитель, друг, посредник).
2. Концепция воспитания мальчика и девочки тоже абсолютно разные.
Сейчас предлагаю разделить качества, которые Вы воспитываете у Дочерей и у Сыновей. И ваше манеры и поведение при воспитании девочек и мальчиков.
Сын:
Мужское достоинство.
Папа - примером. (Ребенок должен понять, что папу нужно слушаться потому, что он знает, что делать и как будет, и потому, что папа хочет, чтобы сын вырос таким же, а не потому, что папа сильнее и у него есть ремень. Папа – это пример, с него мальчик «рисует» будущего себя: мужчину, мужа и отца).
Общение на равных. (Если отношения с папой теплые, если с сыном общаются на равных, он с большей вероятностью усвоит родительские ценности как свои.)
Правила и нормы. (Если папа хочет завоевать авторитет и воспитать человека, усвоившего нормы, а не лишь внешне подчиняющегося им из страха, то любые запреты, правила и т. д. должны объясняться, а не отдаваться в форме приказов).
Рыцарское отношение к женщине.
Умение брать на себя ответственность.
Способность к труду.
Смелость, выдержка, великодушие.
Дочь:
Гармоничность.
Папа - защитник.
Терпение, гибкость, мудрость. (В то же время нельзя ограничиваться развитием в дочке только женских черт. Во-первых, «маленькие королевны», часто весьма избалованные и даже эгоистичные особы, трудно приспособляются к реалиям жизни. Воспитание женщины – это не только ухаживание и потакание капризам, но и взращивание лучшего, что есть в женщине, – терпения, гибкости, мудрости. Во-вторых, как правило, успешные в профессии и социуме женщины – это те, в интеллектуальное развитие которых отцы вкладывали столько же, сколько обычно вкладывают в сыновей. Для дочки, чтобы она выросла самостоятельной, также важна совместная деятельность с папой, его рассказы и советы.)
Папа – романтический идеал. (Как и для мальчика, для девочки отец – тоже образец, только представителя противоположного пола. От того, как папа ведет себя с ней и мамой, зависит сценарий будущей жизни дочери – от матери это зависит в минимальной степени. Основная потребность дочери – ласка и доброта по отношению к ней. Поведение отца дочь усваивает как образец мужского отношения к женщинам, его образ становится ее романтическим идеалом, и в будущем девочка неосознанно ищет подобного отношения к ней.)
Самопринятие. (В 13–15 лет девочка должна получить признание себя как женщины, и исходить оно должно от папы. Несмотря на то, что именно папина критика более действенна и результативна, она же и ранит на долгие годы, поэтому в подростковом возрасте важно одобрять и хвалить внешность, способности и стремления своей дочки.)
Уверенность в себе.
Женское достоинство. (Психологи и мудрецы утверждают – настоящую женщину может воспитать только отец. Заботясь о нем в быту, получая его ласку и признание, ощущая его защиту, воспринимая его советы, девочка становится настоящей женщиной.)
3. Теперь мы, вместе с вами разработаем «Правила плохих отцов».
4. Сейчас нас ждет крайнее на сегодня задание «Нарисовать портрет настоящего главы семейства».
5. Спасибо большое за плодотворное сотрудничество. На последок хочу прочитать вам притчу «Купить время отца».
Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
— Папа, можно у тебя кое-что спросить?
— Конечно, что случилось?
— Пап, а сколько ты получаешь?
— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?
— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
— Ну, вообще-то, 500. А что?
— Пап, — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. — Пап, ты можешь занять мне 300?
— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведёшь.
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
— Ты не спишь, сынок? — спросил он.
— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.
— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжёлый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал ещё несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребёнка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе и тщательно пересчитал купюры, а затем снова посмотрел на отца.
— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.
— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребёнок.
— Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.