Елена Семенова
Опыт работы по теме «Развитие творческого потенциала воспитанников через дополнительное образование в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческого потенциала воспитанников через дополнительное образование в соответствии с ФГОС ДО»
в кружке «Аленький цветочек» в старшей группе «Одуванчик».
Руководитель кружка: Семенова Е. Д.
«Книга для детей – это в самом деле
хорошая пища – вкусная, питательная,
светлая, способствующая их духовному росту»
К. И. Чуковский
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Моя задача – приобщить ребёнка к книжной культуре, помочь родителям стать педагогически компетентными в этом вопросе, понять важность этой задачи для формирования полноценной личности ребёнка.
Работа по данному направлению я провожу в кружке «Аленький цветочек». Мною разработана рабочая программа кружка.
Основная цель программы заключается в развитие речевой активности детей через приобщение к художественной литературе.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач с учётом интеграции образовательных областей в рамках ФГОС ДО :
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление дошкольников;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение детей, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Для реализации программы мною была создана развивающая среда группы. Я изучила и подобрала художественную и методическую литературу и организовала в 2016-2017уч. г.
Уголок по речевому развитию : серии иллюстраций для составления рассказов; наборы иллюстраций по литературным произведениям; картины по ознакомлению с окружающим миром; детские энциклопедии; альбомы с иллюстрациями о природе; дидактические игры; иллюстрации по речевому развитию;ТСО с детскими песнями и стихами.
Уголок книги: книги с красочными иллюстрациями: произведения малых фольклорных форм русского и народного фольклора народов мира, поэтов и писателей Росси; русские народные сказки литературные сказки.
Разные виды театра: «Уголок ряженья» : костюмы для театрализации и игр-драматизаций, бусы, платочки, косынки, шляпки, корона;ширма для кукольного театра.
Работа кружка осуществлялась по трем направлениям:-социально-коммуникативное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие;
На занятиях кружка знакомлю детей с произведениями разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение, малые фольклорные формы). После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания. Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. Под ними понимаются выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности. У детей постепенно начали развиваться творческие способности : появилось желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний или целых контекстов литературного произведения. Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения предлагаю детям различные задания и дидактические игры на развитие коммуникативных навыков «Хорошо – плохо», «Как бы я поступил…»и т. д. Дети стали преодолевать страх и трудности, снизилась тревожность, начала развиваться способность к эмоциональной регуляции естественной коммуникации.
Во время проведения НОД знакомимся с детьми со сказками (рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с художниками –иллюстраторами, слушанье сказок в аудиозаписи, просмотр сказок – мультфильмов,коллективное рассказывание и обыгрывание сказок, обсуждение поведения героев, продуктивная деятельность по прочитанным произведениям). Использую метод сказкотерапия (занятия-тренинги на примере сказок и сказочных героев – этюды, психогимнастика).
Интересно прошло мероприятие «В гостях у В. Сутеева», где дети познакомились с творчеством и биографией писателя – сказочника. Я старалась поддерживать интерес детей к литературе, формировать умение осмысливать характеры персонажей. После знакомства с творчеством писателя В. Сутеева я провела викторину по сказкам. Закрепляла знания детей о сказках В. Сутеева, их своеобразии. Учила высказывать свое мнение. Просмотрели мультфильм «Мешок яблок», побеседовали по содержанию.
Произведения художественной литературы моего кружка подбирала таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности: миром человеческих отношений, произведениями культуры, миром собственных переживаний.
После чтения р. н. с. «Крошечка –Хаврошечка» дети с удовольствием лепили из солёного теста «Сад для Хаврошечки». Все литературные произведения, с которыми мы знакомимся в кружке, как правило, имеют нравственную направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость.
Дети участвуют и в театрализованной деятельности: я провожу логоритмические игры и упражнения. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Играя с детьми использую различные виды театра, а также игры «Назови сказочного героя», «Угадай сказку». При подготовке к фестивалю по дополнительному образованию «Радуга» мы решили показать сказку «Зеленая мечта».С детьми обсуждали сказку, вместе распределяли роли, учили диалоги, обсуждали элементы костюмов. старались, чтобы дети проявляли творчество.
У нас есть традиция один раз в квартал мы посещаем детскую библиотеку. В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы у детей произошли существенные положительные изменения в показателях речевой активности посредством знакомства с художественной литературой.
Я проводила свою работу в тесном взаимодействии с родителями.
Мероприятия Дата проведения
Анкетирование родителей «Книги в жизни ребенка» Сентябрь, 2016г.
Рекомендации «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?»,«Какие сказки читать ребёнку на ночь»
Октябрь,
2016г
Рубрика «Из рук в руки» «Как организовать домашнее чтение» Ноябрь, 2016г.
Родительское собрание «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка».
Цель: ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей. Убедить родителей в важности семейного, литературного образования и развития у детей интереса к чтению и любви к книгам.
Показ родителям на фестивале «Радуга» сказки «Зеленая мечта».
Памятка «Семья и книга».
Проект «Путешествие по сказкам».
Папка – передвижка «Что такое цветотерапия и как она влияет на развитие детской речи»
Адресная консультация для родителей «Как правильно читать детям книги».
Декабрь,
2016г.
Февраль, 2017г.
Март,
2017г.
Апрель,
2017г.
В результате проводимой работы дети адекватно стали воспринимать главного литературного героя в его проявлениях: отношениях с другими персонажами, они могут читает наизусть несколько стихотворений. Стараются пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения, называют любимые сказки и рассказы и их авторов. Дети стали активнее в различных видах деятельности по произведениям: театральных постановках, в художественно – продуктивной деятельностью. Анализ педагогического наблюдения за индивидуальным развитием детей кружка «Аленький цветочек» на начало года составил -2,5 б(62%, на март -
Анализируя результаты работы, можно сделать вывод о том, что у детей формирован ряд интегративных качеств личности, что соответствует современным требованиям дошкольного образования и качества освоения Программы в рамках ФГОС ДО.