Приложение МААМ

Условия формирования основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Кузьмина Елена Владимировна
Условия формирования основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы

«Условия формирования основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

Актуальность темы подчеркивается введенными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, где определены принципы дошкольного образования, одним из которых является «сотрудничество организации с семьей». Этот принцип отмечается как условием воспитания и образования детей в дошкольном возрасте, в том числе и по физическому воспитанию. Поэтому в содержании реализации программ вводится задача по «обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»

Публикация «Условия формирования основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах

Целью работы является выявление условий формирования основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи.

Объектом исследования данной работы является процесс взаимодействия детского сада и семьи в формировании основ физической культуры.

Предметом исследования моей работы являются условия формирования основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи.

Для достижения поставленной цели рассматриваются задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по взаимодействию детского сада и семьи в формировании основ физической культуры.

2. Разработать проект по формированию основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи.

3. Реализовать проект, дать оценку результатов по формированию основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи.

В данной теме рассматриваются основные понятия :

Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью (Татьяна Алексеевна Куликова)

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения (Татьяна Алексеевна Куликова)

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать (Татьяна Алексеевна Куликова)

По определению Эммы Яковлевны Степаненковой физическая культура - это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

В работах Т. А. Куликовой выделяются условия успешного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Вера Кондратьевна Котырло, Светланыа Алексеевныа Ладывир, утверждают, что успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада.

- открытость детского сада, возможность каждому родителю придти в дошкольное учреждение и поинтересоваться как и в каких условиях находиться малыш.

- позитивные способы и формы общения, Культура общения в проявлении интереса к собеседнику, который выражается в позе, мимике, взгляде, жестах.

- дифференцированный подход к семьям, взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания,

- Включение родителей в педагогический процесс детского сада в форме сотрудничества

- Использование разных форм сотрудничества.

Мной были проанализированы следующие программы:

Программа «От рождения до школы»

В программе «От рождения до школы» большое внимание уделяется сотрудничеству с семьей. Развитие конструктивного взаимодействия с семьей является важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка.

Формирование ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, взаимное информирование о проблемах, актуальных задачах воспитания и обучения ребенка, возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; развитие компетентности родителей, создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечение семей воспитанников к активному участию в жизни детского сада, в совместных с педагогами мероприятиях – вот далеко не полный перечень задач, которые ставит программа «От рождения до школы» перед педагогом в вопросах развития взаимодействия с семьей.

Программа «Детство»

В программе «Детство» работа с семьей определяется как социальное партнерство, под которым понимаем особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Парциальная программа «Как растить здорового ребенка» (В. Г. Алямовская) представляет комплексную систему воспитания ребенка-дошкольника здорового физически, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного.

Направления содержания программы:

- Физическое здоровье – программа «Группы здоровья».

- Психологическое благополучие – программа «Комфорт».

- Духовное здоровье – программы «Город мастеров».

- Нравственное здоровье – программы «Этикет», «Личность».

Физкультурно-оздоровительные мероприятия :

- утренняя гимнастика (в виде подвижной игры, танцевально-ритмической гимнастики, спортивной тренировки смешанного типа, на тренажерах, на полосе препятствий, оздоровительный бег на воздухе);

- физкультурное занятие (обычного типа, сюжетно-игровое, на танцевальном материале, на спортивных тренажерах, занятие – прогулка, занятие – зачет, тренировка, занятие серии «Забочусь о своем здоровье», игровое);

- гимнастика после сна (игровая, на тренажерах, оздоровительный бег, лечебно-восстановительная, музыкально-ритмическая).

Таким образом, каждая программа уделяет существенное место для взаимодействия с семьей в процессе реализации педагогических задач по физическому развитию.

Свою работу начала с анкетирования родителей воспитанников теста – опросника по теме: «Взаимодействие детского сада с семьей»

Результаты опроса показали, что

50% родителей узнают в интернете,

20% родителей получают от воспитателя;

25% у знакомых

25% через специальную литературу и журналы,

Таким образом, анкетирование показало, что родители имеют интерес на совместную деятельность с дошкольным учреждением, но не имеют опыта, времени по сотрудничеству. Поэтому необходима конкретная работа по организации взаимодействия детского сада и семьи.

На основании необходимости проведения систематической работы, был составлен проект по формированию основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей.

Формирование основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста проводилось с помощью последовательного и системного проведения образовательной деятельности по физическому развитию, которые проводились в ДОУ. Физкультурные занятия использовались и с позиции обучения родителей, как организовать физическое развитие ребенка. По мере возможности родители посетили физкультурное занятие, которое познакомило, как можно организовать чередование активных действий с малоактивными, для предотвращения утомляемости малыша.

Для родителей была составлена картотека подвижных игр по рекомендациям и совету воспитателя, где они познакомились с особенностями организации подвижных игр различной интенсивности, в уголок для родителей была помещена информация : «Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста», куда вошли такие игры, как: «Поезд», «Мой веселый звонкий мяч», «Прятки», «Ловишки», «Самолеты», «По ровненькой дорожке», «Такси» .

В группе велась активная агитационная работа по формированию устойчивых интересов у детей и взрослых к выполнению утренней гимнастики в домашних условиях. Для этого в специально - отведенном месте информационного блока для родителей вывешивали комплексы утренней гимнастики на текущие 2 недели.

Так же в информационном стенде помещали рекомендации от специалистов (мед сестры, воспитателей) в рубрику «Совет специалиста» : серия рекомендуемых подвижных игр с детьми «Воспитатель советует»; закаливание, рациональное питание «Советы доктора»; - «Условия для детского сна» Чтобы информация была донесена до родителей, специально обращали внимание, что в рубрике появилась новая информация с которой желательно ознакомиться. Большинство родителей после таких указаний, действительно знакомятся с ней, и отмечали ее необходимость на данном этапе накопления педагогического опыта.

Консультация родителей осуществлялась в направлении дифференцированного подхода к семьям, где каждой семье в доходчивой форме объясняли способы и формы проведения закаливающих процедур свежим воздухом во время прогулок, объясняя слойность одежды, водой в процессе умывания рук до локтя, полоскания горла комнатной температурой, облегченной одежды во время выполнения упражнений.

В ходе обсуждения за круглым столом, родители просили ту или иную информации помещать на сайте ДОУ. Однако мы рекомендовали родителям использовать информацию дозировано из разных источников, так как так легче дифференцировать очень важное в вопросах воспитания и развития ребенка и ничего не упустить. Большинство родителей согласилось с такими доводами. Наша же задача была не отстраниться от прямого контакта с родителями, чтобы систематизировать работу в одном педагогическом направлении.

В процессе консультаций родителей по утреннему пробуждению детей, были даны пожелания, чтобы в будние дни использовать упражнение «потягушки». Для этого были созданы буклеты с рисунками и без них. Многие родители отметили, что такие упражнения, как «потягунушки» помогли им решить проблему быстрого пробуждения, при этом, вызвать у детей положительные эмоции. С помощью такой формы взаимодействия с родителями, как буклеты, знакомили родителей с комплексами разнообразных гимнастик: утренней в стихотворной форме, дыхательной; корригирующей, которые имели веселый характер, и могли вызвать положительные эмоции. Разные виды гимнастик, которые по рассказам родителей, многие начали выполнять систематически, а некоторые ситуативно, родители нашли те виды упражнений, которые наиболее им близки по возможностям исполнения.

С помощью папки – передвижки знакомили родителей со специальными упражнениями по развитию мелкой моторики кисти и координации рук в пальчиковой гимнастике («Кораблик», «Есть игрушки у меня», «Молоточек», «Гусак», «Лисий хвост», физкультминутках, динамических паузах, которые родители могут организовать самостоятельно. Как правило, это динамичные стихотворные тексты, стимулировали движения детей по содержанию. Родители, проявляя интерес к динамическим паузам, заучивали текст вместе с детьми и использовали их в домашних условиях. Так дети могли быстрее осваивать текст физкультминуток, которые можно было менять в соответствии с темой образовательной деятельности

Большая работа с родителями проводилась по организации массажных ковриков «Дорожка здоровья». Сначала мы обратились к родителям в оказании помощи изготовления данного пособия, где по образцам были сделаны разные массажные коврики. «Жуки», где каждый «жук» наполнен разными крупами: гречкой, горохом, фасолью; «Дорожка из пробок», на которой с большой плотностью прикреплены пластиковые пробки, «Радужный мостик» это дорожка, сделанная из пластмассовых бигудей, которые хорошо массируют ступню.

Затем провели мастер – класс по обучению условий и вариантов ходьбы. Родителям было показано как дети ходят босиком по массажным коврикам, которые изготавливались родителями.

Родители убедились, что они действительно позволяют проводить работу по профилактике плоскостопия и одновременно служить элементом закаливание воздухом.

Информируя родителей о том, что детям нравиться заниматься, ходьбой по «Дорожке здоровья», уверяли родителей, что такие комплексы упражнений, в том числе и дыхательные, необходимо продолжать в домашних условиях, чтобы формирование навыка у детей не прерывался. Родителям рекомендовали в домашних условиях иметь такие же массажные коврики.

Взаимодействия с семьей в формировании основ физической культурой продолжались в разнообразных развлечениях. Развлечение проводилось 1 раз в месяц, на который приглашались не только родители, но и сотрудники учреждения. Заранее были изготовлены пригласительные, где описывалась структура физкультурного досуга, обговаривалась роль родителей в проведении досуга (подготовка подарка для детей, участие в массовых хороводах). Мероприятие длилось в игровой форме, что позволило активизировать детей в течение 25 мин. На развлечении во время выполнения разных видов ходьбы и бега, а так же в процессе выполнения общеразвивающих упражнений использовалось музыкальное сопровождение, что придавало настроение.

Родители и дети делились на две команды.

Чтобы регулировать длительность мышечного напряжения общеразвивающие упражнения заканчивались упражнением на восстановление дыхания. Практически на каждом занятии в общеразвивающих упражнениях имели не только свое образное название («Котята машут лапками», но и задание для выполнения в виде стихотворного сопровождения «Лапками помахали, на животике полежали». На развлечении комплекс общеобразовательных упражнений состоял из разнообразных видов гимнастик: дыхательной, корригирующей, самомассажа.

Такая форма взаимодействия помогало развитию доверительных отношений между родителями и дошкольным учреждением, которые, в свою очередь, принимали требования к физкультурно-оздоровительного развития детей.

Проведя повторное анкетирование было выяснено, что системная работа позволяет увеличить взаимодействия с родителями, теперь

60% родителей от воспитателя; 5% у знакомых, 5% через специальную литературу и журналы,

И только 30% источниками информации является интернет.

Таким образом, прослеживается динамика желания родителей сотрудничать с дошкольным учреждением, как по интернет сообщению, так и напрямую через мастер-класс, тренинги, посещение открытых мероприятий и занятий, участвовать в организации и проведения развлечений, получение информации в форме буклетов, памяток, нуждаются в индивидуальных консультациях.

В заключении можно отметить, что эффективными условиями по формированию основ физической культуры являются следующими : открытость детского сада, позитивные формы общения, дифференцированный подход к семьям, включение родителей в педагогический процесс, которые осуществлялись в таких формах работы с семьей как «совместные развлечения (праздники)», «мастер - класс», консультации в информационных стендах, в индивидуальных педагогических беседах, папки- передвижки, буклеты, памятки.

В процессе реализации системы взаимодействия семьи с дошкольным учреждением у детей младшего дошкольного возраста сформировалось желание заниматься физической культуры : выполнять утреннюю зарядку, играть в подвижные игры, тренировать спортивные элементы, делать воздушные ванны – ходить босиком по массажным коврикам, появился стойкий интерес к выполнению физических упражнений.

Таким образом, работа по формированию основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи, проходившая в условиях использования разнообразных форм сотрудничества будет продолжаться и в других формах, таких как организации школы «Папа, мама, я – спортивная семья».

Публикации по теме:

Формы и методы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное.

Организация взаимодействия семьи и ДОУ с целью совершенствования формирования готовности ребенка к обучению в школе Тема: Организация взаимодействия семьи и ДОУ с целью совершенствования формирования готовности ребенка к обучению в школе Глава 1. Содержание.

Занятие по формированию основ праздничной культуры у детей дошкольного возраста «Новогодние утренники»Занятие по формированию основ праздничной культуры у детей дошкольного возраста «Новогодние утренники» С наступлением зимы все начинают готовится к самым любимым праздникам – Рождеству и Новому году. Не обходят стороной эти мероприятия и детские.

Педагогические условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности в сопровождении педагога. Задачи: 1. Развитие связной.

Семинар-практикум «Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию у детей физической культуры и здоровья»Семинар-практикум «Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию у детей физической культуры и здоровья» Для детей групп раннего возраста совместно с родителями провела семинар - практикум "Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию.

Создание в ДОУ условий для формирования основ физического воспитания и ЗОЖ у детей дошкольного возраста Педагогический совет Создание условий в ДОУ,направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного.

Воспитание основ эстетической культуры у детей дошкольного возраста средствами музыки Эстетическое воспитание - это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности.

Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и детского сада По мнению Ю. С. Ершовой важным условием самостоятельности является целенаправленная работа в семье по развитию этого качества. Ряд исследователей.

Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности ребёнка к школьному обучению Актуальность проблемы формирования готовности ребенка к школьному обучению вытекает из специфики работы школы в современных условиях. Происходящие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия формирования основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
Опубликовано: 15 июля 2018 в 09:29
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия формирования основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» (включая файлы) размещена пользователем Кузьмина Елена Владимировна (УИ 1603090) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД