Ирина Бабичева
Мастер-класс «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через поэзию»
▼ Скачать + Заказать документы
2018 год.
Цель: передача опыта использования поэзии в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать элементарные представления педагогам о поэзии для детей, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании нравственных качеств.
2. Вызвать интерес к поэзии для детей, повысить профессиональную компетентность педагогов в её применении.
3. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.
Публикация «Мастер — класс „Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через поэзию“» размещена в разделах
4. Создать позитивный эмоциональный настрой.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер – класс «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через поэзию».
Но, прежде чем мы начнем активно работать, давайте поприветствуем друг друга и немного познакомимся. На мои вопросы прошу отвечать «Нет» или «Да».
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
В игрушки играете вечно вы? (да)
Так вы педагоги, вот ваша стезя?
А девиз ваш: «Учиться везде и всегда?» (да)
Скажите, хотели прийти вы сюда,
Чтоб что-то узнать, что-то взять для себя? (да)
А может нам просто устроить обед?
Заманчиво было бы? Скажем мы (нет)
Сейчас хочу слышать честный ответ,
Детей вы любите или нет? (да)
Чтоб деткам своим быть подмогой всегда
Нужно быть всегда в тренде, правильно? (да)
Кошмар нам знаком со студенческих лет,
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, толерантность, готовность понять другого. Все чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым. Очень важно, чтобы дети умели сострадать окружающим, умели быть милосердными и не равнодушными. Я думаю в наших силах помочь детям задуматься над поступками людей и понимать, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Давая возможность детям раздумывать над своими поступками и поступками других людей, мы развиваем их самосознание.
Задача воспитателя – педагога состоит в том, чтобы воспитать в каждом ребенке четкие нравственные ориентиры : доброту, отзывчивость, чувство собственного достоинства, долг, совестливость, доверие.
Воспитание детей младшего дошкольного возраста определено спецификой возрастных особенностей их психики: повышенной восприимчивостью к внешним факторам, безусловным доверием ко всему, что говорят старшие, требовательности к другим, непосредственностью поведения и ярким выражением собственных эмоций и желаний. Грамотный подход к ребенку является залогом успешной интеграции дошкольника в окружающее его общество, а верный выбор методов воздействия с учетом психологических и возрастных особенностей является залогом обучаемости и получения правильного результата.
Поэзия для детей является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Она основана на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык стиха понятен ребенку, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохим и хорошим.
С этой целью я использую в работе с детьми стихи для детей известных детских поэтов: А Барто, А. С. Пушкина, В. Маяковского, К. Чуковского, С. Маршака и др.
Привлекательность поэзии для детей заключается в том, что, погружая ребёнка в ситуацию через стихи, педагог легко может заинтересовать ребёнка решением разного рода задач, способствующих его когнитивному развитию, развивает память, речь и учиться правильно мыслить. Совершать правильные и добрые поступки. Мелодичный язык поэзии позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, ребёнок эмоционально готов к восприятию нового : сосредоточен, вовлечён, заинтересован.
Почему я рекомендую вам использовать поэзию для детей в обучении и воспитании детей? Потому что, работая по этой теме, я вижу реальные результаты:
Установление психологического комфорта в детском коллективе (сократились конфликты между детьми; по результатам опроса родителей: 100% детей с удовольствием идут в детский сад).
Формирование личностных качеств воспитанников (самостоятельности; активности; проявления инициативы в художественной деятельности; обладания яркой индивидуальностью; чувства доброты, сострадания; бережного отношения ко всему окружающему.
Описание методики.
Цели использования поэзии для детей
• активизация мышления
• расширение сознания ребенка
• совершенствование его взаимодействия с окружающим миром
• восстановление адекватного поведения ребенка с помощью различных примеров.
Задачи :
• снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
• развитие умения преодолевать трудности и страхи;
• развитие связной речи детей
• выявление и поддержка творческих способностей;
• формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
• развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
• передача ребенку основных жизненных принципов и закономерностей.
Рекомендации к применению :
Нет противопоказаний. Психологи рекомендуют даже взрослым периодически прибегать к чтению поэтических произведений. На свете существует такое количество детских стихов, что обязательно найдется вариант, который поможет справиться с конкретной проблемой.
У разного возраста свои особенности
Чем младше ребенок, тем проще должен быть сюжет поэтического произведения. В период с 2 до 3 лет хорошо использовать стихи А. Барто под разделом «Игрушки». В коротких четверостишьях сюжет о животных более понятен ребенку, чем сложный мир взрослых. Каждая игрушка в изображении А. Барто приобретает индивидуальность. Игрушка – важная часть материального, вещественного окружения, ближайшего к ребенку и активно им осваиваемого. Я в своей работе использую игровые приемы, каждый сюжет четверостишья обыгрываю с героями сюжета, использую игрушки.
Для воспитания ребенка 4-5 лет лучше подбирать стихи, в которых четко видно, кто хороший, а кто — плохой, где черное, и где — белое. Поэтическое произведение анализируем, задавая вопросы «как ты думаешь, почему герой поступил так?», «тебе понравился его поступок?», «как бы ты поступил на его месте?»
Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно предлагать более сложную поэзию. Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так.». В этом возрасте воспитание на примере поэтических произведений, помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные — совершать хорошие поступки (пусть и несознательно).
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой.
Что же такое доброта? (Предлагаю подумать и сказать,что у вас ассоциируется со словом доброта
Доброта - это все хорошее, доброе, красивое. Солнце, мама, улыбка,
щедрость, великодушие, помощь друг другу.)
Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
А как вы думаете, добрый человек обязательно должен быть вежлив?
Назвать слова вежливости или "волшебные слова".
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
Задание №2 «Доскажи словечко». Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь. (здравствуйте.)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят. (до свидания.)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит. (добрый день.)
Когда нас бранят за шалости, Говорим:. (простите, пожалуйста.)
Растает даже ледяная глыба От слова теплого. (спасибо.)
Нужно знать как дважды два Все волшебные слова, В день, пожалуй, раз до ста Говорю. (пожалуйста.)
Товарищи! Твердите С утра по словарю: Спасибо, извините, Позвольте, разрешите, Я вас благодарю.
Какое слово спряталось? Часто ли вы употребляете эти слова? От чего зависит сила этих слов? (От искренности, чувств)
Упражнение «Чаша Добра».
И. п. – сидя на полу.
- Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь представьте другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки, доброты. Рядом еще и ещё. Отливайте из своей чашки в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая или полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты, и я буду дарить ее другим людям!»
РЕЛАКСАЦИЯ.
Скажите уважаемые коллеги легко ли вам сегодня было общаться и выполнять задания используя язык поэзии. ?
Хочется крикнуть людям: Будьте щедрей на ласку,
Путь человека труден Мало похож на сказку.
В жизни без ласки – знайте, Слезы, дожди, озноба.
Детям и взрослым – знайте, Ласка нужна – не злоба.
Корень теряет краски, Если напиться нечем.
Как человек без ласки Он опускает плечи.
Как скопидом монеты Ласку не прячьте, люди.
Ласку не прячьте, люди. Пусть она добрым светом
Вечно светить вам будет.