Ирина Малафеева
Воспитание у детей дошкольного возраста гражданственности, формирование нравственных качеств через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Страна, где мы живем"
Цель проекта : Формирование установки положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, с учётом национально-культурных условий.
Актуальность данной проблемы заключалась в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.
Исходя из вышесказанного, обозначила следующие задачи проекта.
Публикация «Воспитание у детей дошкольного возраста гражданственности, формирование нравственных качеств через проектную деятельность» размещена в разделах
Воспитательные : воспитывать у детей толерантное отношение к традициям и культурам других народов; стимулирование детей к проведению народных игр в самостоятельной деятельности; проявлять развитие коммуникативных навыков и дружелюбия; совместному самоанализу и самооценке; привлечение детей к участию в совместной деятельности, к реализации намеченного плана.
Развивающие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации детей и родителей к совместной проектной деятельности по изучению культуры и традиций народов России; развитие интереса и формирование представлений о играх, видах искусства, мотивов народного творчества других национальностей.
Образовательные: Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народов, о традициях и праздниках; реализация самостоятельной творческой деятельности детей в использовании изученных народных игр, мотивов декоративно-прикладного искусства; совершенствовать умение совместного анализа выполнения проекта.
У дошкольников данная деятельность начинается со знакомства и изучения легенд, былин, преданий, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев, ритуалов, подвижных народных игр, декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. Всё это я постаралась включить в проект. Работу с детьми я вела в разных образовательных областях, включая занятия, совместную и самостоятельную деятельность детей. Проект был долгосрочным и длился весь учебный год. Были составлены план реализации проекта, разработан сам проект (Приложение 3) и план реализации проекта по неделям, в котором была чётко расписана деятельность педагога и детей, указаны цели и источники. Также был составлен план работы по содержанию проекта (ежемесячно, в котором прописана деятельность детей и работа с родителями. (Приложение 4)
На подготовительном этапе было подобрано оборудование и методические разработки для проекта; подборка художественной литературы, иллюстративного материала, презентаций, мультфильмов, дидактических игр. Проведено Родительское собрание с целью ознакомления и вовлечения родителей в реализацию проекта.
С детьми было проведено вводное занятие (Ознакомление с миром природы) «Планета Земля – наш общий дом» и беседа с детьми «Страна, где мы живём», целью которых являлось формирование у детей представления о родной стране – России как о многонациональной стане, в которой живут разные народы со своими культурами и традициями. Уточнение представлений о Солнечной системе, об уникальности Земли; Земля – это дом для всех людей.
Для закрепления данных знаний с детьми провели рисование на тему «С чего начинается Родина». А итогом проведённой работы на данном этапе явилась Выставка детских рисунков «Страна, где мы живём».
Основной этап проекта длился с сентября 2016 г. по апрель 2017г. На данном этапе, дети каждый месяц знакомились с культурой и традициями какого-либо народа, проживающего на территории нашей страны (познакомились с русским, украинским и белорусским народом, татарами и башкирами, удмуртами и мордовами, грузинами и армянами, чукчами и эскимосами).
В сентябре-октябре дети знакомились с русским народом. Дети закрепляли и расширяли знания о родной стране, о России. Дети учились находить и определять расположение территории России на карте; уточнили знания об истории и культуре своего народа. Главной задачей являлось формирование чувства принадлежности к определённой культуре своего народа; мотивации к получению знаний о России, о культуре и традициях родной страны.
На занятии «Мое Отечество – Россия» дети закрепили знания о родной стране, повторили, название страны, её символику, прослушали гимн России. Мы учились слушать гимн правильно, достойно: стоя прямо и молча; назвали столицу нашей родины. Также рассмотрели национальный русский костюм.
После чего дети попробовали сами нарисовать «Куклу в национальном костюме». Для закрепления дети изобразили «Девочку в русском народном костюме» в лепке.
Также с детьми изучили некоторые русские народные традиции и праздники. Познакомились с новыми произведениями русских писателей и повторили уже знакомые. По народным сказкам показывали инсценировки и разные виды театров. Разучили с детьми новые Подвижные народные игры.
На протяжении всего проекта активно проводилась работа с родителями. Каждый месяц родители, совместно с детьми выполняли, а затем представляли какое-либо задание, мини-проекты.
В октябре таким заданием было создание и презентация мини-проекта «Генеалогическое дерево», где семьи изготовили свои родословные, а дети попытались рассказать о своих близких. Ведь любовь к родине, толерантное отношение к другим людям, народам, начинается, я считаю с любви к ближнему, к своей семье. Итоговым мероприятием явилось проведение Праздника осени, где дети на практике повторили знания о народных русских традициях.
В ноябре мы с детьми изучали украинский и белорусский народ. Изучая данную тему, дети закрепили знания о близжайщих соседях нашей страны. Познакомить с расположением Украины и Белоруссии на карте; узнали об истории и культуре этих народов. Значимой задачей было показать детям сходство и взаимосвязь культур этих народов с русской культурой. Воспитание чувства дружелюбия к другим народам.
С детьми мы прослушивали украинские и белорусские народные песни, пытались по языку отличить данные народы. Познакомились с украинскими и белорусскими народными сказками. Дети очень удивились, когда узнали, что некоторые сказки оказались им знакомы и по некоторым они даже смотрели мультики, например, по украинской сказке «Серко».
В ходе изучения данных народов, познакомились прикладным искусством данных народов и выполнили аппликацию «Украсим салфетку» (по мотивам украинского народного искусства). В данной деятельности закрепили представление детей об украинском народном искусстве; познакомить с народными растительными узорами; научились передавать украинский растительный узор в аппликации.
Разучили Подвижные украинские и белорусские народные игры.
Задание для родителей и детей в данный месяц было найти украинские и белорусские сказки и подготовить с детьми пересказ этих сказок. После чего была организована выставка детских рисунков «По мотивам украинских и белорусских народных сказок о животных».
В декабре были изучены башкирский и татарский народ. В ходе изучения этих народов детям запомнились национальные народные блюда «Чак-чак» и «Бишбармак». Также им понравилось рассматривать предметы одежды и запоминать названия некоторых из этих предметов. Очень хорошо им запомнились «Башкирские сапожки-ичиги», которые дети потом исполнили в аппликации.
Заданием для родителей было: найти татарские и башкирские народные поговорки и пословицы и нарисовать с ребёнком иллюстрацию к одной из пословиц. После чего была организована выставка детских рисунков «Иллюстрации к татарским и башкирским пословицам».
В январе изучалась культура и традиции удмуртов и мордвинцев. Во время работы по карте, когда мы рассматривали территорию проживания удмуртов и мордвинцев, дети заметили, что эти народы проживают совсем рядом с нами и являются одними из самых ближних наших соседей. Во время изучения традиций этих народов, детям очень понравилось слушать о свадебном обряде мордвинцев. Затем мы вспомнили русские свадебные обряды и дети увидели и назвали много сходного в обрядах. Познакомились с детьми с музыкальным и танцевальным народным творчеством. Дети просмотрели Мордвинский танец «Белая берёза», а затем отобразили его в рисунке. После чего была организована выставка данных рисунков. Ещё мы с детьми прослушали детскую удмуртскую песенку «Италмас», что означает – цветок. Детям она так понравилась, что они часто просили её включить послушать и сами подпевали эту песню. Также детям понравилась Подвижная народная удмуртская игра «Слепой баран», которая очень похожа на русские «Жмурки».
Совместным заданием для родителей являлось участие в создании мини-проекта «Какие национальности встречаются в моей семье», затем этот проект дети представляли в группе.
В феврале с детьми изучали армянские и грузинские народы. При изучении данных народов детям понравилось рассматривать предметы искусства народов Северного Кавказа. Мальчикам особенно запомнилось холодное оружие, а девочкам украшения и национальные наряды. Для закрепления знаний о предметах искусства мы с детьми слепили «Грузинские кувшины», где они постарались отобразить изящность и красоту эих предметов.
Запомнилась и полюбилась детям подвижная армянская игра «Липкие пеньки», в которую они потом играли самостоятельно.
Родители участвовали в создании мини-проекта «Народы Северного Кавказа». Также было дано задание подготовить с детьми рисунки к выставке «Национальные костюмы народов Северного Кавказа».
В марте дети знакомились с народами Крайнего Севера: чукчами и эскимосами.
С детьми была проведена беседа и работа по карте «Территория проживания народов Севера». Просмотрели презентации «Кто такие чукчи?»; «Эскимосы». Познакомились с необычной едой этих народов, их традициями, которые во многом обуславливались природными и погодными условиями. Познакомились с жилищем чукотского народа – ярангой. Для большего запоминания названия и ознакомления с традициями посмотрели мультфильм «В яранге горит огонь», который детям очень понравился.
Также с детьми послушали песни народов Крайнего Севера и посмотрели клипы с песнями и танцами. Узнали, что в чукотских песнях, также как и у других народов чаще встречается тема любви, а в танцах они в основном изображают повадки северных животных и птиц.
Так как дети узнали, что большое значение для северных народов имеют олени, то на занятии лепки, мы с детьми учились лепить Северных оленей.
Чтобы дети лучше запомнили национальную одежду народов Севера, было проведено рисование «Чукчи в шубках».
Заданием для родителей являлось участие в создании мини-проекта «Дружественные народы стран СНГ». Затем проекты дети представляли в группе.
В апреле провели открытое итоговое занятие «Праздник Дружбы народов России», целью которого являлось: закрепить знания детей о культуре и традициях народов, проживающих на территории России. (Приложение 5)
Занятие проводилось в игровой форме. На организационно-мотивационном этапе дети просмотрели презентацию, в ходе просмотра закрепили знания о России и подошли к тому, что наша страна – многонациональная. Я предложила детям объявить сегодняшний день «Праздником дружбы народов России». Детям было предложено провести праздник в форме соревнования и объединиться в команды.
На основном этапе дети объединились в 5 команд, каждая представляла какой-либо народ, проживающий на территории России: русские, украинцы, башкиры, армяне, чукчи. Каждая команда должна была выполнить 5 заданий: игровое упражнение «Найди территорию проживания своего народа»; игровое упражнение «Одень куклу в национальный костюм»; игра «Угадай музыкальное произведение своего народа»; игровое упражнение «Выбери предметы искусства своего народа»; игра «Выбери национальные блюда своего народа». В конце заданий дети поиграли в подвижную армянскую народную игру «Земля, вода, огонь и воздух». Игру выбрали с помощью ромашки, на лепестках которых с изнаночной стороны были изображены флаги народов, которые представляли команды.
В конце занятия поздравили победителей и были подведены итоги по заданиям. Дальше детям и родителям было предложено продолжить праздник за чаепитием.
В апреле и мае месяце было решено взять тему объединения всех народов, проживающих на территории России Великой Отечественной Войне: «Всем солдатам воевавшим низкий наш поклон.». Самыми значимыми событиями для детей на этом этапе были экскурсия к памятнику Г. П. Кунавина и конкурс чтецов, посвящённый Дню Победы. Конкурс проводился внутри детского сада между детьми старшего дошкольного возраста, победителем конкурса стал ребёнок из нашей группы. Мальчик прочитал воодушевлённо стих про своего деда-героя, который сочинила его мама.
На заключительном этапе я представила презентацию и фотоотчет о реализации проекта (Приложение 6) с детьми на родительском собрании и для педагогов детского сада. Также осуществила презентацию материалов реализации проекта городскому педагогическому сообществу (стажерская площадка).