Светлана Потапова
Развитие морально-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей группе был реализован проект «Развитие морально - нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с Центральной детской библиотекой».
Публикация «Развитие морально-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы не читающего молодого поколения у нас в стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у старших дошкольников. Данные анкетирования родителей, бесед с детьми, а также отсутствие системы по формированию у дошкольников интереса и любви к литературе, отсутствие понимания значимости библиотек в нашей жизни направило на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы:
Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности;
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей напрямую связано с получаемой ими духовной пищей.
Проблема:
Предпочтение телевизору и компьютеру;
Взрослые безответственны в выборе книг для чтения, в некоторых семьях книга не значится в приоритетных духовных ценностях;
Отсутствие понимания взрослыми значимости библиотек в нашей жизни;
Данные из бесед с детьми показало снижения интереса к книге.
Цель проекта: развитие морально - нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с Центральной детской библиотекой.
Цель моей работы состояла через решение следующих задач:
- пробудить у детей интерес к общению с книгой, расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека;
- сформировать банк методических материалов по теме проекта;
- пополнить развивающую среду в группе;
- повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
- установить тесное сотрудничество между социальными партнерами: библиотекой, педагогом и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.
Тип проекта: практико - ориентированный, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 г. – май 2015г.
Участники проекта: педагоги, воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет, родители и сотрудники библиотеки.
Продукт проекта:
сюжетно ролевая игра «Библиотека»;
рукописные книги, выполненные родителями с детьми;
досуг - конкурс совместно дети и родители «Самая читающая семья».
Работа над проектом была распланирована в три этапа:
подготовительный;
основной;
заключительный.
Делилась на три блока:
1 блок - взаимодействие с Центральной детской библиотекой;
2 блок - взаимодействия с родителями;
3 блок - совместная деятельность с детьми.
На сегодняшний день особое внимание хочется уделить, конечно же, взаимодействию с родителями, т. к. родители являются нашими непосредственными партнёрами. Родители - самые заинтересованные и активные помощники воспитательно - образовательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно.
Для того чтобы решить поставленные задачи, мною использовались следующие формы работы с родителями:
Консультации для родителей в информационном центре (Раздевалке) : «Зачем читать детям книги», «Стихи о книгах», «Что делать при отсутствии ребёнка интереса к чтению», «Книга в жизни ребёнка», «Ребёнок и книга», «Роль книги в жизни ребёнка», «Что бы ребёнок был читайкой» (7 секретов воспитания интереса к чтению, «Книга – самый лучший друг и подарок», «Правильный выбор – детские книги».
- оформление стенгазеты в ДОУ «Книга - наш друг и учитель».
- выставка совместных с родителями детских работ: - по сказкам, по произведениям С. Я. Маршака;
- мини - сочинение: «Книга в жизни моего ребенка»;
- родительские собрания в виде дискуссий;
- круглый стол «Ребенок и книга»;
- акция «Подари группе книгу»;
- привлечение родителей к участию в викторине;
- оформление книжных Центров в группах;
- создание читательского абонемента своему ребёнку;
- посещение детьми Центральной детской библиотеки с родителями и педагогами;
- участие в конкурсе для детей и родителей «Семейная рукописная книга»;
- участие в презентации проекта совместно с детьми «Досуг – конкурс «Самая читающая семья».
Самым ярким событием по взаимодействию с Центральной детской библиотекой стало участие наших воспитанников и родителей в международном, семейном, экологическом, природоохранном проекте «Замечательное путешествие стершонка Конды». Проект появился после трагических событий в поселке Кондинском в 2010 году. От рук браконьера погибла пара белых журавлей Ямал и Итера, выращенные в Окском питомнике редких видов журавлей. Стерхи находятся под угрозой исчезновения и внесены в Красную книгу Югры и в международные списки Красной книги Всемирного союза охраны природы. Этот редкий вид журавля обитает только в России – на территории Западной Сибири и в Якутии. Данный проект направлен на воспитание доброго, бережного отношения к природе в семье. Путешествие стершонка Конды – это игра, в которой предполагается участие множества конкретных семей. Стершонок (кукла, изображающая белого журавля) со своим собственным багажом путешествует из семьи в семью. Таким образом его история передается живым контактом, из рук в руки, от человека к человеку.
Наши дети с добротой и нежностью, приняли стершонка к себе в большую и дружную семью. Стершонок привез много интересного и полезного с собой, в большом багаже, ребята узнали, чем питаются стерхи, где обитают. Познакомились с красочно иллюстрированными альбомами, посмотрели фильмы где очень подробно рассказывается о жизни стерхов. Удивили стерхи ребят и своим своеобразным пением, которое можно было послушать с видеоролика. Конда с первых минут стал любимцем детей и родителей. Дети ни на минуту не расставались со стершонком. Играли в разные интересные игры, рисовали, ходили на прогулку, лепили и читали книги из багажа стершонка. Этот день ребятам запомнился навсегда. «Эта прекрасная птица несёт мир, теплоту, внимание, заботу и любовь к природе» – так отзывались родители и воспитанники о нашем госте. Стершонок стал настоящим другом, как для детей, так и для наших родителей.
Впереди нас ждали выходные дни и стершонока Конду с большим удовольствием пригласили в гости семья Корчагиной Валерии.
Вот какие отзывы оставили члены семьи о замечательном госте: «Наша семья принимала участие в данном проекте. Мы не ожидали испытать столько радости, восторга, удовольствия от неожиданного гостя. Этот проект носит не только эколого-просветительский характер, но и обучающий. Мы, взрослые, узнали много важного и интересного об этом виде журавлей. Поселившись у нас дома, стершонок Конда стал близким другом наших дочерей Валерии и Елизаветы. Девочки ни на минуту не оставляли Конду одного. Они вместе играли в настольные игры, которые Конда привёз с собой, такие как «домино», «шашки», собирали пазлы, придумывали и обыгрывали разные сюжетные игры; ходили вместе гулять, вместе кушали, смотрели мультфильмы, занимались зарядкой, читали и рассматривали книжки. Мы всей семьёй вместе с нашим гостем гуляли по нашему городу. Присутствие игрушки усилило интерес и желание много всего узнать. Валерия и Елизавета с особым интересом рассказывали стершонку об особенностях родного края. Когда наступил вечер и подошло время ложиться спать, девочки и Конда укладывались в кроватки и начинали делиться своими самыми сокровенными тайнами и впечатлениями о прошедшем дне.
Мы, взрослые, часто занятые своими делами, какими-то жизненно-важными обстоятельствами не всегда можем своевременно выслушать и понять своих детей. И просто здорово, когда у наших детей появляются такие верные и настоящие друзья. До участия в этом проекте, мы не задумывались о ценности морально – нравственного воспитания наших детей, сейчас мы знаем, какое важное значение оно оказывает на микроклимат в нашей семье. Стерх-это вымирающий вид белого журавля. Очень важно понимать, что данный вид журавлей занесён в Международную Красную книгу, Красную книгу Российской Федерации и Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения. Мы очень рады и признательны работникам детского сада и сотрудникам библиотеки, что имели возможность принять участие в данном проекте».
Расставаться нашим ребятам и родителям со стершонком совсем не хотелось, но спешит Конда к другим детям и семьям. На память мы подарили стершонку панно с его изображением, его своими руками сшила бабушка нашего воспитанника Давлетшина Аскара - Ибрагимова Зульфия Рафисовна.
Так же в рамках проекта и пропаганде по защите вымирающего вида журавлей наши воспитанники стали участниками общего родительского собрания, на котором они призывали всех и взрослых и детей оберегать белых журавлей - стерхов. Кульминацией собрания стало распространение белых журавлей сделанных собственными руками наших детей.
В целом работа над проектом раскрыла у старших дошкольников интерес к книге, детской литературе, установила взаимоотношения между участниками проекта: педагогами, сотрудниками библиотеки, детьми и их родителями, повысила компетентность родителей в данном направлении. Мы убедились, что такая работа дала положительные результаты, по развитию морально – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, через взаимодействие с Центральной детской библиотекой. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, сотрудников библиотеки, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по формированию у дошкольников интереса к книге.