Екатерина Сизова
Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
По мнению Ю. С. Ершовой важным условием самостоятельности является целенаправленная работа в семье по развитию этого качества.
Ряд исследователей (Л. И. Божович, А. И. Варга, С. Л. Ковалева) отмечают тенденцию к тому, что дети копируют поведение родителей. Дети хотят быть похожими на взрослых и тех, с кем они чаще всего общаются. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя некоторые, потому как это неосознанное подражание, которое является одним из аспектов идентификации с другим.
Публикация «Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
Дети, глядя на взрослых, учатся определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты, но и наблюдая существующие во взаимоотношениях родителей модели поведения (примеры). Очень часто в тех случаях, когда пример и рецепт совпадают, поведение ребенка будет похоже на поведение родителей.
Е. П. Арнаутова отмечает, что влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка первоисточником необходимого жизненного опыта. Дети, жизненный опыт которых включал большой набор разных ситуаций и которые могут справляться с трудностями общения, радоваться разносторонним социальным воздействиям, будут лучше других детей адаптироваться в незнакомой обстановке и хорошо реагировать на происходящие вокруг перемены.
По данным И. В. Гребенникова, Т. А. Марковой в дошкольном детстве формируются основы дисциплины и формирования поведения. Родители оказывают особое влияние на поведение ребенка, осуждая или поощряя определенные типы поведения, а также используя наказания или разрешая некую для себя степень свободы в поведении ребенка. Ребенок в детстве у родителей учится, что ему нужно делать, каким образом себя вести.
Л. Свирская отмечает, что характер взаимоотношений детей дошкольного возраста и их родителей зависит от множества факторов. Обозначим наиболее значимые, те, которые влияют на воспитание самостоятельности ребенка в старшем дошкольном возрасте.
К ним относятся:
- личностные особенности родительской фигуры, формы поведения родителей в семье и за ее пределами;
- личностные особенности ребенка;
- педагогическая компетентность родителей, уровень их образованности;
- качество эмоциональных связей в детско-родительских отношениях;
- средства воспитательного воздействия, применимые родителями и другими взрослыми;
- вовлеченность ребенка в жизнедеятельность семьи;
- степень удовлетворения актуальных потребностей ребенка в семье.
Гребенников И. В. выделил условия воспитания самостоятельности в семье :
1. Самостоятельное достижение цели, без помощи взрослого.
2. Воспитанию организованности и самостоятельности ребенка способствует продуманный режим и распорядок дня, составленный родителями.
3. Единый подход к ребенку, согласование воспитательных усилий всех членов семьи. Разногласия между родителями в методах воспитания вырабатывают двойственность поведения ребенка, хитрость.
4. Принцип последовательности, т. е. постепенное воспитание в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучение сдерживаться, побеждать в себе чувства боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует его самостоятельность.
Очевидно, что даже при самых благих намерениях родителей, но без понимания психолого-педагогических основ воспитания самостоятельности, последовательная реализация этих требований не только не воспитывает, но и подавляет самостоятельность ребенка. В силу этого разработка научно обоснованных методов и методик воспитания самостоятельности, начиная с раннего детства, является чрезвычайно важной.
А. Г. Харчев, И. В. Гребенников, А. В. Петровский заметили, что в детско-родительских отношениях нужно найти оптимальный вариант, чтобы воспитание самостоятельности в старшем дошкольном возрасте перешло на более значимый уровень.
Чтобы семья смогла педагогически эффективно воспитывать и развивать самостоятельность и на ее основе отношение к жизни, взрослые члены семьи должны придерживаться общей родительской позиции, соблюдать единство воспитательных подходов, взаимоуважение, интерес к событиям семейной жизни.
Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования, необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.
Т. А. Маркова считает важным условием для повышения уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста работу с родителями в условиях дошкольной образовательной организации. По ее мнению, это позволит родителям осознать значение развития самостоятельности для детей старшего дошкольного возраста и целенаправленно воспитывать его в условиях семьи.
Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными участниками, т. к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение, появился сравнительно недавно. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось, как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания общих целей.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ в воспитании самостоятельности широко обсуждается педагогами и психологами. Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в воспитании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста [44].
В то же время, преобладающая часть родителей, не имеет специальных знаний в сфере воспитания самостоятельности детей, нередко испытывает трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам.
Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика Т. А. Власовой, которая включает три этапа:
первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;
третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход.
Воспитатель для оптимизации детско-родительских отношений с целью воспитания самостоятельности может использовать разные формы работы с родителями: разного рода беседы (консультации, обмены имеющимся опытом, совместное выполнение трудовых действий, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др., групповые (создание групп по интересам, советы дел, различные органы самоуправления и др.) или коллективные (коллективные творческие дела, различные конкурсы, театральные постановки, концерты, выезды на природу, сборы по интересам, праздники-соревнования и др.).
Заслуживает внимания проведение «открытых дней», когда группы родителей присутствуют на занятиях, кормлении детей, подготовке ко сну, гигиеническом уходе. Единство приемов, выработанных в детском учреждении и семье, способствуют правильному развитию и воспитанию самостоятельности детей.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
О. И. Давыдова, А. А. Майер считают, что самой эффективной формой являются родительские психолого-педагогические тренинги. По их мнению, это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.
Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными участниками, т. к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.