Миляуша Салихова
Отчет о самообразовании «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа города Агидель Республики Башкортостан
Отчет воспитателя
Салиховой М. Ш.
тема самообразования :
«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
2018г.
Публикация «Отчет о самообразовании „Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В 2015 учебном году я взяла тему по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей искажены представления о нравственных качествах : доброте, милосердии, справедливости.
По наблюдениям за деятельностью воспитанников группы, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала русские народные сказки, которые близки мышлению и представлениям ребёнка.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей, уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.
Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: повысить свой теоретический, научно – методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
А для достижения цели определила следующие задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путё м:
- прохождения курсов повышения квалификации;
- изучения учебной, справочной и научно – методической литературы по данной теме;
- посещения РМО;
- самообразования.
2. Систематизировать работу по данной теме, используя новые информационные технологии (мультимедийное оборудование, работа на сайте ДОУ и др.)
3. Способствовать освоению и применению в профессиональной деятельности техник взаимодействия с семьёй в вопросах приобщения детей среднего дошкольного возраста к детской литературе.
Приступая к работе по данной теме, я использовала следующую литературу:
Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2009. Шиян О. Я. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М. : Мозаика – Синтез, 2013.
Интернет – ресурсы.
Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды.
В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными сказками, иллюстрациями к ним разных художников. Изучение темы начала с подбора русских народных сказок : «Колобок»,«Репка», «Теремок», «Кот,лиса и петух».
В течение года было организовано чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев.
Это воспитывает интерес к русским народным сказкам, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами сказки. Самый распространенный метод – это чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать выразительно, заворожительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.
Также не маловажное значение имеет и работа с родителями. В течение года были проведены консультации: «Воспитание сказкой», «Роль сказки в жизни детей», «Как и когда рассказывать сказки».
В конце года была проведена итоговая диагностика уровня развития дошкольников. В ходе диагностики дети показали высокие результаты.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- дети научились понимать смысл сказок;
- отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
- произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
- Улучшилось взаимопонимание с родителями, они начали принимать участие в праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке
ВЫВОД:
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего возраста. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, т. к. нравственность изначально заложена в их сюжете.