Детский сад №3
Воспитание культуры здоровья посредством мультфильмов в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность темы опыта обусловлена социально-педагогической значимостью сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте как условия их успешной жизнедеятельности и готовности к школьному образованию. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей.
Публикация «Воспитание культуры здоровья посредством мультфильмов в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Темочки
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, чтобы соответствовать социальному запросу общества. А также доказывают, что начинать работу с детьми детского сада необходимо с формирования представлений о культуре здоровья, чтобы максимально создать установку на здоровый образ жизни и ответственность за собственное здоровье.
В наше время существует множество факторов воспитания культуры здоровья, и они весьма разнообразны. Их можно разделить на целенаправленные и нецеленаправленные, преднамеренные и непреднамеренные. Нецеленаправленных факторов становится все больше: это не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медиа-факторов. Ребенок, живущий в век информационных технологий и находиться в активной разнообразной медиа-среде, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации.
Одни из первых и важных представителей медиа-пространства для дошкольников — мультипликационные (анимационные) фильмы. Мультфильм как один из факторов медиа-среды в любом случае оказывает на ребенка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители и педагоги включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям. Современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.
Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
• расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
• показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
• формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
• развивают эстетический вкус, чувство юмора;
• мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.
Таким образом, актуальность моей темы состоит в использовании мультфильмов в комплексном решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, организму.
Ведущая идея опыта.
Мультфильм, по моему мнению, является эффективным воспитателем от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т. е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, то мультфильм станет мощным воспитательным инструментом (в том числе и здорового образа жизни) и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.
Таким образом, идея моего опыта- развитие культуры здоровья у воспитанников через внедрение мультфильмов в совместную образовательную деятельность детей и взрослых.
Теоретическая база опыта
В процессе работы над опытом мной были изучены исследования, в которых определены основные понятия о здоровье, здоровом образе жизни, культуре здоровья.
Здоровье, как нормальное психосоматическое состояние человека, способного реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей. Всемирная организация здравоохранения руководствуется следующим определением, которое будет исходным для излагаемой в опыте идеи культуры здоровья в дошкольном детстве: «Здоровье - это состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи (недомогания)». Всемирная организация здравоохранения определяет основные компоненты здоровья: физическое, психическое, нравственное. М. С. Коган, Д. А. Изуткина и др. определяют здоровый образ жизни как образ жизни, основанный на принципах нравственности. Этот образ жизни должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Под культурой здоровья детей дошкольного возраста В. В. Колбанов, С. М. Симоненко подразумевают совокупность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, других и общества в целом; личностно и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности направленных на обретение физического, психического и социального благополучия. Данные исследователи считают, что результатом сформированности представлений о культуре здоровья ребенка дошкольного возраста будет оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания.
Изучением вопроса о педагогическом влиянии мультфильмов на развитие дошкольников (в том числе и на формирование основ здорового образа жизни) занимались и занимаются многие педагоги, психологи.
Труды педагогов Бурухиной А. Ф., Гаваза Е. А., Лалетиной А. Ф. подчеркивают, что мультипликационный фильм может выступать как эффективный воспитатель, поскольку обладает богатыми возможностями. Во-первых, переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение - один из основных способов освоить разные социальные роли. Во-вторых, свою первую жизненную информацию, своё первое восприятие окружающего мира, дети строят на тех мультфильмах, которые они смотрят. Поэтому именно они расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям, способствуют воспитанию культуры здоровья, пониманию причинно-следственных связей и формированию оценочного отношения к миру.
Однако, по мнению Бурухиной А. Ф., в практике дошкольного образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л. И. Баженова, Г. Н. Козак, С. М. Эйзенштейн, М. И. Яновский, а также работ ряда мультипликаторов (Ю. Б. Норштейн, И. П. Иванов) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.
Необходимо отметить использование в мультфильме особого художественного приёма – смешения фантастического и реального. Ведущими мировыми исследователями (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. Рибо, Дж. Селли) раскрыта особая роль воображения в психическом становлении дошкольника. Свойственный ему недостаток опыта, знаний и представлений компенсируется и замещается включением воображения в разные виды деятельности.
Более того, А. А. Немирич утверждает, что большинство педагогов склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма.
Ведь переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение – один из основных способ освоить разные социальные роли. Копировать поведение окружающих свойственно детям, поэтому использование потребности в стереотипии позволит с помощью героев мультфильмов выработать стереотипы образцов поведения в обществе.
В процессе становления опыта изучались и апробировались методические и практические разработки в области использования мультфильмов для формирования у старших дошкольников представлений о культуре здоровья следующих авторов: Бурухиной А. Ф., Гаваза Е. А., Лалетиной А. Ф.
Новизна опыта
В настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию мультфильмов в целях воспитания и образования, поэтому я постаралась разработать методику воспитания культуры здоровья детей на основе анимации.
Новизна опыта заключается в реализации:
• использование мультфильмов в физкультурно-оздоровительной деятельности;
• использование мультфильмов для мотивации к здоровому образу жизни;
• использование мультфильмов для наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни
Технология опыта
Целью моего опыта является создание системы использования мультфильмов, способствующих эффективному формированию представлений о культуре здоровья у старших дошкольников.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
• внедрить мультфильмы в организацию образовательного процесса,
• просвещение родителей по вопросам использования мультфильмов;
• формировать базовые представления у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни и потребность в сохранении и укреплении своего здоровья;
• создать картотеку мультфильмов, обеспечивающую мотивацию у дошкольников к оздоровлению своего организма;
• развивать практические навыки по здоровьесбережению через внедрение мультфильмов в совместную деятельность.
Основными принципами данного опыта являются:
• доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность;
• формирование базисных основ культуры здоровья;
• интеграция знаний из различных наук с целью формирования соответствующего мышления и поведения;
• личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком в регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности;
• учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом возрастном этапе;
• активное овладение детьми элементарными знаниями о своем здоровье и навыками его сбережения;
• формирование деятельностно-практического отношения к полученным знаниям о себе и своем здоровье.
Успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Анализируя данную информацию, я определила для себя следующие направления осуществления этой проблемы с помощью внедрения мультфильмов в образовательную деятельность дошкольников:
• привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
• развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
• обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
• формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
• формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
Для начала использования мультфильмов в педагогическом процессе я провела анализ условий в ДОУ, своей группе, который показал:
наш детский сад (в т. ч. и наша группа) имеет определённую материально-техническую базу для использования мультипликационных фильмов – ноутбук, видеопроектор, экран, телевизор, видеомагнитофон, подбор мультфильмов.
Затем я провела экспертизу мультфильмов для использования их в физическом, познавательном, социально- коммуникативном развитии воспитанников и создала каталог. При выборе мультипликационных фильмов я отдала предпочтение советским мультфильмам. Я старалась подобрать такие мультфильмы, где сюжеты и образы персонажей выступают трансляторами норм здорового образа жизни. Трудные для усвоения и осознания ребёнком дошкольного возраста абстрактные понятия здоровья в мультфильмах представлены в доступной, образной форме, понятной детям данного возраста.
Надо отметить, что тематика мультфильмов по здоровьесбережению разнообразна. Учитывая это, я определила три группы мультфильмов по воспитанию здорового образа жизни:
1 группа: «Я - человек. Что я знаю о себе?» (темы: «Личная гигиена», «Врачи наши помощники», «Тело человека»).
Цель: формировать представления детей о человеке как живом существе, об условиях необходимых ему для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.
«Сказка о зубной щётке», «Доктор Айболит», «Мойдодыр» и др.
2 группа: «Образ жизни человека и здоровье» (темы «Соблюдаем режим дня», «Полезные продукты»)
Цель: формировать представления детей о режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе, о зависимости здоровья от образа жизни.
«Приходи на каток», «Зарядка для хвоста», «Сказка про лень», «Ну погоди» и др.
3 группа: «Здоровый образ жизни в условиях природы» (темы «Будем спортом заниматься»).
Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни в окружающем мире; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека, о значении ЗОЖ.
«Кот Леопольд», «Ох и Ах идут в поход», «Баба- яга против» и др.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольных организациях образовательный процесс строится на основе комплексного тематического планирования, то есть позволяет организовывать образовательную деятельность в соответствии с определенной темой. Мультфильмы о воспитании культуры здоровья были включены в тематический план воспитательно-образовательных отношений моей группы.
Для эффективного использования мультфильмов в образовательной деятельности я определила следующие компоненты НОД:
• игры, стимулирующие общение о здоровом образе жизни между участниками деятельности
• создание проблемной ситуации для совместного целеполагания;
• просмотр мультфильма и беседа по его содержанию
• создание ситуаций, направленных на формирование умения употреблять полученные знания в реальном общении с участниками деятельности
• создание продукта, отражающего образ главного героя мультфильма через использование интеграция видов изобразительной деятельности;
• рефлексия
Для каждого занятия я подбираю небольшой по времени (не более 10 минут, в большинстве случаев советский, мультфильм, в котором в доступной и понятной форме мультипликационные герои рассказывают о здоровом образе жизни. Однако, в перечень просмотра включаю и российский мультфильм «Маша и медведь», который является популярным среди современных детей, но вызывает достаточно критических замечаний среди психологов. Фрагменты этого мультика я предлагаю к просмотру детям на последних занятиях по закреплению тех или иных навыков здорового образа жизни, используя неправильные образцы поведения Маши как богатый воспитательный материал для совместного анализа и обсуждения, а также формирования умения оценить ситуацию и предложить правильный вариант поведения.
При проведении мероприятий с просмотром мультфильмов учитываю то, что дошкольник воспринимает все эмоционально, непосредственно. Поэтому используемые мной методы при использовании мультфильмов в образовательном процессе отличаются доступностью и простотой, образностью восприятия, пробуждают в ребенке интерес, желание отвечать на вопросы и задавать их:
– метод рассуждения о содержании мультфильма, поступках героев, позволяющий ребёнку отразить личностный смысл содержания мультфильма;
– метод сопереживания, предполагающий через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей понимание детьми поступков героев мультфильма;
– метод сравнения и обобщения, позволяющий сравнивать ребёнку собственные эмоции, пережитые им в процессе просмотра, с эмоциями героев.
В связи с тем, что дошкольники 6–7 лет способны к элементарному анализу, синтезу, владеют определенным объемом валеологических знаний и умений я применяю различные приемы по воспитанию здорового образа жизни у дошкольников с использованием мультфильмов:
1. Интересным является прием стоп-кадр, когда просмотр мультфильма останавливается на самом кульминационном моменте, и вместе с детьми мы предполагаем дальнейшее развитие сюжета.
2. Результативным приемом является определение правильной последовательности картинок, иллюстрирующих фрагменты просмотренного мультфильма, и составление рассказа с использованием вежливых слов.
3. Педагогической находкой является прием угадай:
первоначально дети соотносят карточки с рисунками о здоровом образе жизни с предложенными картинками, иллюстрирующими фрагменты мультфильма;
далее дети определяют правильную последовательность картинок, составляя свой рассказ с использованием карточек с рисунками;
только после этого им предлагается просмотр мультфильма;
затем организуется совместное обсуждение;
возможно сравнение истории, рассказанной в мультфильме, и составленной детьми.
4. Просмотр каждого мультфильма завершается обсуждением поведения героев и анализом их действий. Первоначально я задаю ребятам простые вопросы, затем перехожу на проблемные вопросы и вопросы, заставляющие ребенка поставить себя на место главного героя и определить, как бы поступил он сам.
Степень активности, самостоятельности дошкольников определяю реакцией на методы и приемы моей работы. Я убедилась: чем активнее методы обучения, тем выше уровень познавательной активности детей.
Мультфильмы по воспитанию культуры здоровья дошкольников я активно внедряю в проектную деятельность по данной тематике.
Сотрудничество с родителями. Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни, как ценности, а так же в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка, привлечении родителей к участию в различных формах совместной деятельности: физкультурных досугах и праздниках.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мною разработана система мероприятий, к которым относятся:
родительские собрания,
консультации,
конкурсы,
спортивные праздники,
праздники здоровья,
дни открытых дверей,
папки-передвижки,
беседы,
личный пример педагогов,
нетрадиционные формы работы с родителями,
практические показы (практикумы).
В процессе работы я пришла к выводу, что для организации эффективной образовательной деятельности с использованием мультфильмов по воспитанию культуры здоровья необходимо соблюдать следующие психолого-педагогические условия: кроме традиционных форм и методов работы со старшими дошкольниками использовать активные методы обучения; широко применять методы эмоционального воздействия, направленных на формирование ценностного отношения детей дошкольного возраста к здоровью.
Эти условия дают возможность ребёнку осуществлять коррекцию своего здоровья, работать над его укреплением, развитием, осваивать практические навыки личной гигиены, правильного питания, двигательной активности, переносить валеологические знания и навыки в игру.
Надо отметить, что работа оказалась новой и очень интересной не только для детей, но и для меня, как педагога. При просмотре мультфильмов у меня и моих воспитанников возникают совместное переживание за героев мультфильма, на их основе рождаются душевные беседы о необходимости вести здоровый образ жизни, происходит взаимопонимание. В итоге мультфильм пробуждает в ребёнке желание поразмыслить о собственном здоровье, о здоровье окружающих.
Результативность
В ходе деятельности производился анализ полученных материалов, которые свидетельствовали о динамике в сформированности у старших дошкольников представлений о культуре здоровья. Оценка этого показателя проводилась по той же методике, что и первичный мониторинг. А именно: «Опросник для детей старшего дошкольного возраста» (автор: Деркунская В. А.). По результатам собеседования с детьми по четырем разделам, были получены результаты, представленные в протоколах обследования. Их анализ показал, что наблюдается динамика сформированности у старших дошкольников представлений о культуре здоровья различна