марина левкович
Консультация «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Что такое культура поведения и речевой этикет?
В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования, определяющем приоритетные задачи и
содержание образования детей дошкольного возраста, отмечено, что
дошкольная образовательная организация в лице воспитывающих взрослых, должна обеспечить создание благоприятных условий для развития каждого ребенка как субъекта отношений и поведения, формирование общей культуры личности посредством приобщения к культурным ценностям, их интериоризации воспитанниками и формирования опыта культуротворчества.
Публикация «Консультация „Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Темочки
Образовательный процесс, направленный на овладение элементами этической культуры ориентирован на решение разнообразных задач. Воспитание культуры поведения - необходимая составляющая этого процесса.
Этикет - часть содержания этической культуры. Курочкина И. Н. определяет этикет как «свод правил поведения, принятых в той или иной социокультурной группе», «установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека».
Речевой этикет – это совокупность правил, опирающихся на речевые средства проявления уважения к людям.
2. Какова роль этикета в жизни общества?
Нормы нравственности, сложившиеся людьми, как в общественной, так и в семейной жизни, являются результатом многовекового процесса
становления взаимоотношений. Без соблюдения этих норм невозможны
политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенные ограничений. Здесь очень важная роль принадлежит этикету.
В переводе с французского этикет обозначает своеобразный кодекс
хороших манер и правил поведения. Этикет представляет собой свод правил поведения о том, как нужно знакомиться, приветствовать друг друга, вести себя в театре, магазине, общественном транспорте, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать дипломатический прием или семейный праздник, день рождения, как сервировать стол и многое другое.
Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами. В жизни общества этикет является регулятором поведения, дает сведения о том, как принято себя вести в той или иной ситуации.
3. Назовите основные правила и принципы русского речевого этикета.
Знать основные правила речевого этикета, например: правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, ведения спора, дискуссии, собрания, выступления с докладом или сообщением и др. ;
Осознавать, что для развития доброжелательно-уважительных деловых и личностных отношений с людьми необходимо соблюдение речевого этикета, т. е. порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;
Обладать умениями и навыками по выполнению правил речевого этикета, например, уметь определить нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, интонационное разнообразие, создавать сочетание формулы речевого этикета с мимикой, жестами и позами;
Соблюдать правила речевого этикета, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.
Принципы этикета:
- разумность и необходимость соблюдения;
- проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности;
- прочность поведенческих манер;
- в этикете нет мелочей;
- умение делать все красиво, вызывая своим поведением эстетическое
наслаждение;
- соблюдение национальных обычаев и традиций.
4. Какое значение имеет этика в профессиональной деятельности педагога ДОУ.
Профессиональная этика - система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.
Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культуры. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета желательно в дошкольном возрасте. В целях эффективности этой работы воспитателю самому надо знать содержание и сущность этикета, владеть методикой его обучения.
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника.
5. Какую роль играет этикет в жизни дошкольника? Зачем дошкольников обучать правилам этикета?
Знание правил поведения и общения между людьми, осознание их
социального и личностного смыслов, опыт практической реализации
этических требования позволяют ребёнку чувствовать себя уверенно и
свободно, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми,
социально адекватно проявлять свои намерения, чувства. Этическое
содержание представлено в культуре в виде системы норм, правил,
принципов, образцов отношений и поведения, освоение и выполнение
которых обеспечивает гармоничное вхождение ребенка в мир человеческих отношений, его социальную адаптацию, самовыражение
6. Определите круг тем занятий по обучению правилам этикета.
Школа хороших манер (обучение этикету) для детей 5-7 лет
Примерная тематика занятий
1 Знакомство с детьми
2 Дружба.
4 Хорошо и плохо.
5 Прием гостей.
6 Столовый этикет.
7 Наши четвероногие друзья.
8 Общественный транспорт.
9 Телефонный этикет.
10 Идем в гости.
11 В кафе.
12 Взрослые.
13 Одежда и прическа.
14 Праздники в нашей жизни.
15 Этикет от прошлого до наших дней.
16 Обобщающее занятие.
Формы и методы организации работы:
Сюжетно – ролевые игры, рисование, викторины, конкурсы, беседы, экскурсии.
Методы и приемы воспитания норм этикета у дошкольников :
- Общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо.)
- Словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа.)
- Игровые приемы (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, путаница, кроссворды.)
- Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы.)