Олеся Ляпина
Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста
Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи.
Цель: формировать знание, умение и навыки культуры речевого общения у детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
Ввести в активный словарь этические стереотипы;
Публикация «Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Формировать умение выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения;
Развивать способность эффективно осуществлять деятельность, т. е. умение говорить и слушать других;
Проводить работу по освоению собственно речевых норм.
4 В основу изучения этой темы положены следующие принципы:
Учёт возрастных особенностей дошкольников;
Комплексный подход;
Использование различных форм, методов и приёмов работы;
Сочетание различных форм организации деятельности;
Игровой ;
Безоценочного позитивного принятия ребёнка.
5 Приёмы и методы речевого общения : Слайд 3
Словесные (речевой образец, чтение и рассказывание художественных произведений, беседы, заучивание наизусть);
Наглядные (показ иллюстративного материала, наблюдение, рассматривание, рассказывание);
Практические (игровое сюжетно- событийное развёртывание, игровые проблемно- практические ситуации, дидактические игры, игры- драматизации, хороводные игры).
6 При организации речевых игр и упражнений нужно придерживаться следующих рекомендаций:
игры не должны быть длительными по времени;
они должны проводиться в неторопливом темпе;
игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребёнка;
игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия или проводиться в один из режимных моментов;
в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом, по возможности, использовать и двигательную активность;
в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью;
в процессе игры воспитатель принимает непосредственное участие.
Развитие речевого общения играет большое значение в системе общего развития ребенка дошкольного возраста. Получая навыки речевого общения, ребенок получает возможность эффективно общаться, как со сверстниками, так и взрослыми. Ребенок же с недостаточно развитыми навыками речевого общения постоянно испытывает затруднения при общении, чувствует себя некомфортно, и все это, в свою очередь тормозит его развитие. Предлагаемый ниже комплекс развивающих игр направлен на решение этой проблемы и может быть полезен, как для профессиональной деятельности педагогов, так и для родителей.
Игра: «Знакомство» Слайд 4
Цель:
1. Учить детей знакомиться с новыми людьми.
2. Развивать навыки речевого общения.
3. Воспитывать культуру поведения.
Материалы: иллюстрации с ситуацией знакомства.
Ход игры:
Беседа с детьми на тему, приходилось ли им с кем-либо знакомиться, когда это происходило и что они при этом чувствовали.
Рассматривание иллюстраций, демонстрирующих ситуацию знакомства, с обсуждением того, что чувствуют люди, изображенные на иллюстрации, как они выглядят, о чем думают.
Обыгрывание ситуации знакомства. Выходят двое детей и разыгрывают сценку: «Знакомство». После чего рассказывают о своих ощущениях, что им было трудно, а что легко. Затем выходят следующие желающие и т. д.
Итог: дети делятся впечатлениями, педагог дает советы на тему того, как знакомиться с новыми людьми.
Игра: «Встреча с другом» Слайд 5
Цель:
1. Учить детей правильно общаться при встрече с друзьями и знакомыми.
2. Развивать навыки речевого общения.
3. Воспитывать эмпатию и культуру поведения.
Материалы: Иллюстрации с ситуациями встречи с друзьями.
Ход игры:
Беседа с детьми на тему, как часто им приходится встречаться где-либо с друзьями и знакомыми, как они себя при этом ведут, что говорят и что при этом чувствуют.
Рассматривание иллюстраций, демонстрирующих ситуацию встречи с другом с обсуждением того, что чувствуют люди, изображенные на иллюстрации, какие у них выражения лица и позы.
Обыгрывание ситуации встречи с другом. Выходят двое детей и разыгрывают сценку: «Встреча с другом». После обыгрывания ситуации дети рассказывают о своих ощущениях, что у них получилось хорошо, а что не очень. Затем выходят следующие желающие и т. д.
Итог: дети делятся впечатлениями, педагог дает советы на тему того, как нужно вести себя при встрече со знакомыми, и напротив – как как вести себя не стоит.
Игра: «Пожалей зайку» Слайд 6
Цель:
1. Учить детей проявлять сочувствие.
2. Развивать навыки речевого общения.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Материалы: Игровой персонаж Зайка.
Ход игры:
Чтение детям стихотворения: «Зайку бросила хозяйка…»
Появление игрового персонажа Зайки, который плачет и рассказывает, как ему плохо, от того, что его бросила хозяйка. Обсуждение с детьми, как можно помочь Зайке, как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы высказываний, как можно обратиться к зайке, пожалеть его. Затем дети по очереди жалеют Зайку.
Итог: педагог вместе с детьми делают вывод, насколько важно оказывать сочувствие тем, кто в нем нуждается.
Игра: «Салют» Слайд 7
Цель:
1. Обучать детей находить способы самовыражения в группе, в том числе путем речевого общения.
2. Развивать умения снятия напряжения.
3. Воспитывать желание адекватно проявлять положительные эмоции и воспринимать других.
Материалы: лист цветной бумаги, салфетки, туалетная бумага, ножницы.
Ход игры:
Дети выбирают для себя материал, затем в течении нескольких минут рвут его на мелкие кусочки (либо нарезают ножницами, подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а также рассказывает о нем: чем его салют отличается от других, в честь какого он праздника, а остальные ему хлопают и высказывают свое одобрение, хвалят автора.
Итог: вывод – все мы разные, но каждый заслуживает внимания и уважения.
Игра: «Рисуем всей группой» Слайд 8
Цель:
1. Обучать умению договариваться.
2. Способствовать развитию сотрудничества, умению договариваться.
3. Воспитывать желание уважать чужую работу, пространство.
Материал: лист ватмана, восковые мелки или фломастеры.
Ход игры:
Педагог: «Сегодня мы будем рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один мелок (фломастер, но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками».
Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.
Итог: вывод – если люди что-то делают вместе и при этом уважительно относятся друг к другу и умеют договариваться – у них все получится.
Игра: «Ладонь на ладонь» Слайд 9
Цель:
1. Обучать детей эффективному взаимодействию.
2. Развивать умения согласовывать действия с партнером.
3. Воспитывать чувство коллективизма.
Ход игры:
Педагог объясняет детям правила.
Дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по группе, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол. В определенный момент дети должны суметь договориться о дальнейшем действии. В игре может участвовать пара взрослый-ребенок.
Итог: дети делятся впечатлениями – что им показалось сложным и что помогает в преодолении трудностей.
Игра: «Меняемся пуговицами» Слайд 10
Цель:
1. Побуждать детей договариваться друг с другом, учить сотрудничать.
2. Развивать навыки речевого общения.
3. Воспитывать желание сотрудничать друг с другом.
Материал: 50 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.
Ход игры:
Ведущий перемешивает пуговицы и затем раздает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определенного цвета. Для этого ему придется обмениваться пуговицами с другими детьми, и соответственно, строить речевое общение и сотрудничать.
Итог: вывод – умение договариваться и сотрудничать с другими очень важны для успеха в каком-либо деле. Обсуждение пословицы: «Один в поле не воин».
Проводимая работа положительно сказывается на воспитании детей. Знание и применение правил речевого этикета в разных ситуациях общения помогает детям установить доброжелательные отношения со взрослыми и сверстниками.
Слайд 11