Елена Салищева
Влияние конструирования на развитие речи детей с ТНР в работе учителя-логопеда
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №374 г. Челябинска»
Выступление по теме «Влияние конструирования на развитие речи детей с ТНР в работе учителя-логопеда»
Докладчик: учитель-логопед
Салищева Е. В.
Челябинск 2024
Публикация «Влияние конструирования на развитие речи детей с ТНР в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л. С. Выготского, М. М. Алексеевой, С. Л. Рубинштейна, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. Практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи и снижается социализация ребёнка в коллективе сверстников и взрослых.
Активная деятельность ребенка дошкольного возраста пронизана игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызывавших у него интерес и переживаний.
Основная задача логопедической работы – коррекция речи, всех её компонентов: звукопроизношения, лексики, грамматического строя.
Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи разнообразна, и одним из видов является конструирование.
Конструирование, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребёнка дошкольного возраста. В процессе конструирования развиваются движения рук, мелкая моторика пальцев, зрительно-моторные координации, целенаправленные действия с предметами на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия, формируются определённые взаимосвязи между глазомером и перцептивно-двигательной памятью, а это и есть предпосылки к формированию правильных речевых навыков.
А так как для детей с ТНР характерно : неустойчивое внимание, недостаточное развитие мелкой моторики, плохой координацией движений, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки отставание в развитии словесно-логического мышления. Дети с ТНР отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.
Одним из эффективных путей развития речи у детей с ТНР является использование конструирования. Значение конструктивной деятельности велико, т. к. оно приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют развитию речевой активности. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что положительно влияет на речь.
В процессе конструирования можно решать следующие задачи:
1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать зрительно-двигательную координацию.
З. Учить правильно воспринимать сенсорные эталоны, выделять объёмные предметы в макропространстве, соотносить формы объёмных предметов, заданные эталоны формы.
4. Развивать словесную ориентацию (рассказывать о своих действиях).
5. Формировать анализирующее наблюдение, обучать способам анализа, группировки, классификации.
6. Развивать коммуникативную деятельность.
7. развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
8. овладению звуко-буквенным анализом и составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных – согласных, твёрдых – мягких звуков).
Работа по развитию речи с применением разных видов конструкторов делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негатива, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. А это, в свою очередь, помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее приемы, тем успешнее формирование речи.
Особое влияние конструирования на формирование речи состоит в том, что дидактические игры и занятия с конструктором оказывают положительное влияние на формирование мыслительных процессов, без которых дальнейшее обучение и развитие ребенка невозможно.
Тренируя пальцы, мы оказываем воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, на развитие речи. Поэтому применение конструкторов, ориентированных на развитие мелкой моторики, является незаменимыми в коррекционной работе.
Предлагаю вам подборку игр и игровых упражнений с разными видами конструктора, применяемых в коррекционной работе логопеда.
1. Речь – результат развития и взаимодействия различных психических функций, в том числе слухового внимания и слухоречевой памяти. Для развития понимания сложных грамматических конструкций, выраженных предлогами и наречиями, детям предлагается расположить элементы конструктора по инструкции : «Саша, положи перед собой синий кубик, справа от него поставь зелёный конус, а жёлтый кирпичик отдай Даше».
Вербализация действия, совершённого ребёнком, необходима для закрепления в речи соответствия данного предлога той пространственной манипуляции, которую совершает ребёнок.
При конструировании ребё нок прочнее усваивает представления о величине предметов: длинный – короткий, узкий – широкий, низкий – высокий. Часто дети понимают эти значения, но в собственной речи пользуются лишь словами «большой – маленький», поэтому в конструктивной деятельности используется описательный элемент, например, сравнение двух построек.
При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить и употреблять предлоги, подбирать глаголы и т. п. После соотнесения действия со словом для него каждый предлог или наречие имеют определё нное значение: «за» – это «за», «перед» -- это «перед», «справа» -- это «справа». Поэтому воспитатель просит ребенка рассказывать о своих действиях или в ходе игры, или после ее завершения.
Тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами
2. Игра «Кто выше».
Оборудование: кубик с точками или с цифрами от любой игры-ходилки, кубики лего и 2 лего-человечка (можно взять лего-человечка девочку и лего-человечка мальчика).
Ход игры :это игра-соревнование. В ней могут принимать участие 2 – 3 человека. Игроки договариваются о количестве ходов (3 хода – это достаточно). Считалочкой рассчитывается очерёдность хода. В этой игре будет несколько вариантов. Начну с самого простого:
1 вариант: первый игрок берёт кубик от игры-ходилки и сбрасывает его на стол (на пол, смотрит, какое количество точек (или какая цифра) выпала. Игрок ставит друг на друга такое количество лего-кубиков, сколько ему выпало точек на кубике. Точно так же поступает второй игрок. В конце третьего хода наверх игроки ставят лего-человечка. Выигрывает тот игрок, у которого лего-человечек поднялся выше. Проигравшему победитель даёт задание.
2 вариант: в этом варианте мы договариваемся о том, какие предметы мы будем произносить. Лучше брать предметы из пройденных ранее лексических тем. Например, можно взять такие темы: «Транспорт», «Профессии», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Игрушки» и т. д. Перед игрой обозначьте тему, которую Вы будете сейчас обыгрывать. Например, мы выбрали тему «Овощи». Игра начинается так же, как и в первом варианте. Игрок сбрасывает кубик, смотрит, какое количество точек (цифру) выпало на кубике. Но ставит один лего-кирпичик на другой только в том случае, если называет овощи. Если ребёнок не может назвать овощ, то кубик он не ставит. То есть, сколько овощей правильно назвал, столько лего-кубиков поставил. Окончание игры такое же как в первом варианте.
Игра “Кубики”
Цель игры:активировать словарь глаголов и существительных,упражняться в построении фраз.
Игровые действия: В начале игры берем два кубика:
один субъектами действий;
другой с пиктограмммами изображенные на кубиках
Бросаем один кубик, а второй достаем из “волшебного мешочка” и составляем фразу “существительное +глагол”,используя слова -названия выпавших картинок. Если выпадают глаголы “есть”,“пить” и т. д. ,то берем подходящий третий кубик,бросаем и распределяем предложение дополнением (составляем фразу “существительное+глагол+существительное”)
3. Упражнение «Фотоаппарат».
Оборудование: конструктор «Лего».
Ход упражнения : попросите ребёнка (детей) сделать фотоаппарат.
Далее говорите, что фотоаппарат у него волшебный. Только ты можешь видеть то, что фотографируешь.
Например, ты в деревне. Там видишь домашних животных и птиц. Называй, кого ты фотографируешь, но у тебя фотографируется это животное или птица детёнышем. Ребё нок называет: «Я вижу и фотографирую корову, а на фотографии получился телёнок», «Я вижу и фотографирую курицу, а на фотографии получился цыплёнок» и т. д. Учитель-логопед говорит, что ребёнок попал в лес и там он видит диких животных и т. д.
Таким образом, прорабатываете упражнение «Кто кем был?».
4. Игра «Подбери букву к символу звука» Игровые упражнения на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза с использованием элементов конструктора (элементы красного, синего и зелёного цвета). Детям предлагается придумать или составить из букв слова, подходящие к данным схемам, либо, наоборот, составить схему к данным словам. Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте. Использование конструктора упрощает работу по анализу и синтезу слогов, делает её интересной и привлекательной. Например: сколько построим этажей (этажи - количество слогов, цвет дома зависит от заданного звука (мягкий, твердый, гласный).
Также можно использовать конструктор в формировании графических образов букв.
Работа по развитию речи с применением различных видов конструирования делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негатива, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Работа по развитию творческих способностей в процессе конструирования способствует процессу разностороннего развития детей в разных видах деятельности. У детей формируются умения устанавливать причинно – следственные связи, учатся понимать назначение предметов, развивается мышление, сообразительность, наблюдательность, любознательность. Кроме того, у детей расширяется кругозор, пополняется словарь, развиваются творческие способности и мелкая моторика рук, особенно ловкость пальцев.