Валентина Дмитриева
Опыт работы «Нейроигры в работе учителя-логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время, в связи с развитием науки и техники, на нас и наших детей обрушилось большое количество информации. Усложняются образовательные программы, которые требуют от детей и педагогов сильной концентрации внимания, усидчивости.
Иногда родители заменяют психологическое развитие информационным. Они изучают с детьми с раннего детства математику, грамматику. Такое обучение иногда приводит к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию и проблемам в эмоциональной сфере.
Публикация «Опыт работы „Нейроигры в работе учителя-логопеда“» размещена в разделах
Как же развить у ребенка познавательную активность, мыслительные процессы: восприятие, мышление, память и воображение, не перегружая его лишней информацией? Развить умственные способности, сохраняя и улучшая его психическое и физическое здоровье?
Я стараюсь в своей работе использовать различные технологии. В настоящее время в работе логопеда актуальным является использование нейроигр и кинезиологических упражнений. Они развивают мозолистое тело, межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику. Способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, развивают мышление, речь и эмоционально-волевую сферу. Приводят к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.
Среди этих игр и упражнений я выделяю дыхательные, глазодвигательные, телесные, пальчиковые, упражнения на релаксацию, с массажными мячиками и шариками Су-джок, настольные и др.
Упражнения провожу ежедневно, выполняем от простого к сложному, вначале совместно со мной, а затем рядом по показу и самостоятельно.
При выполнении нейроигр и кинезиологических упражнений я включаю спокойное, мелодичное музыкальное сопровождение, постоянно увеличиваю время и скорость. Я считаю, что лучшее время занятий утро или день.
Вот некоторые игры – упражнения, которые я использую в своей работе.
1. «Самомассаж».
а) Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щёк (массирующими круговыми движениями)
б) Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза открыты).
в) «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Речь становится чётче.
г) Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад.
2. Игра «Колечки».
Поочередно соединять и разъединять пальцы руки с большим пальцем в кольцо при этом произносить обратные и прямые слоги с поставленным звуком. При дифференциации звуков - работают две руки и произносятся слоги с отрабатываемыми звуками.
3. Игра «Кулак-ребро-ладонь».
Использую для развития фонематического восприятия, либо для дифференциации звуков (если услышишь звук [Ш] — ставь кулак, звук [С] — ставь ребро; звук [Р] — кулак, звук [Л] — ладонь и т. д.).
В эту игру можно играть вначале правой рукой, потом левой, а потом вместе. Или на слово «кулак» произносим «РА» и выкладываем кулак, на «ребро» - «РУ» и выкладываем ребро, на «ладонь» - «РО» и выкидываем ладонь.
4. «Кулачок — ладошка». Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка. (На поляне большой Стоит печка с трубой).
5. «Нос-ухо». Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
6. «Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями сопровождая проговариванием речевого материала.
7. «Волшебная песочница». Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.
8. «Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание. А У А (хлоп, топ, хлоп); У А А (топ, хлоп, хлоп). Можно брать символы других звуков, в подготовительной группе можно использовать буквы.
9. «Перекресты» — стоя. Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече сопровождая проговариванием речевого материала.
10. «Перекрёстные шаги». Нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.
11. Игра «Звуковая тропинка». Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой (можно брать символы других звуков, и в подготовительной группе можно использовать буквы).
12. «Сортировка». Если услышишь гласный звук — клади красный мяч в правую корзинку, если услышишь согласный звук — клади синий мяч в левую корзинку.
13. Игра «Разложи яблочки». Если в названии картинки есть звук [А], нужно положить в правую корзинку. Если звук [У] – в левую (дети по одному подходят к яблоньке, срывают яблочко и отвечают: «Это ЛУК. В этом слове есть звук [У]. Положу в левую корзинку» и т. д. (можно брать картинки на дифференциацию любых звуков).
14. «Рыбалка». Карточки нужно перевернуть картинками вниз. Если в слове звук [Ы] находится в середине слова - кладём картинку к левому домику. Если в слове звук [Ы] находится в конце слова — кладём к правому домику.
15. Нейротаблицы на внимание «Покажи двумя руками».
В такой игре необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры. Можно полностью изменить изображения по педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или играть вдвоем, а можно играть одному.
16. «Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
Подводя итоги, следует отметить, что регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков развития дошкольников с ТНР.