Tатьяна Чернышева
Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Влияние изобразительной деятельности на ребенка ничем не заменимо и невосполнимо. В процессе ее получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности
Публикация «Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Рисование - одно из любимых занятий детей с ограниченными возможностями здоровья, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Отображая жизненные факты в рисунке, ребенок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность создает у ребенка определенную установку на восприятие действительности. В этом смысле процесс не ограничивается задачами изображения, а захватывает и другие стороны духовной жизни ребенка, влияя на его восприятие в целом.
Изобразительную деятельность мы включаем в разнообразные занятия детей: в коллективные игры, в подготовку и проведение праздников и утренников и т. д. Дети готовят рисунки, а затем организуют выставки на всевозможные темы : «Что нам осень принесла?», «Волшебница-зима», «Как я провёл лето». В подарок воспитателям, родителям, своим друзьям дети готовят поздравительные открытки (с аппликациями, делают небольшие изделия из природного материала (шишек, веточек, желудей, соломки, оформляют альбомы и т д.
Вся эта разнообразная деятельность служит основой для воспитания эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности, повседневной жизни. В этой деятельности складываются взаимоотношения детей: они вместе обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить, вместе действуют, помогая друг другу.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребенка, формирует его эмоциональную сферу. Дети, наблюдая за происходящим вокруг, изображая увиденное, пытаются, так или иначе, определить и нравственную ценность изображаемого. Овладение ребенком критерием красоты одновременно является и осознанием моральных критериев. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей.
Сталкиваясь с различными поступками людей в детском саду, семье, ребенок не всегда обращает внимание на нравственную сторону их
поведения. Мы учим детей наблюдать. Наблюдения, направленные на яркие случаи проявления нравственных качеств людей, способствуют накоплению, нравственного опыта ребенка. А реализация этих наблюдений в рисунках помогает создать у него потребность в нравственной оценке поведения человека.
Умение понимать других существенно помогает ребенку найти верную линию поведения среди сверстников. В группе, в играх, в общественных делах это качество необходимо ребенку для того, чтобы установить дружеские и товарищеские контакты в детском коллективе, и для формирования у него такого важного нравственного качества, как отзывчивость.
Ребенок переносит в рисунок свои оценки явлений окружающей жизни. Рисунок представляет собой новую, воображаемую жизнь, которая создается в процессе изобразительного творчества ребенка. Эту жизнь ребенок не только создает, но и сам в ней участвует. Для воспитания детей эта особенность процесса изобразительной деятельности очень важна, потому что сопереживание выражается в перевоплощения ребенка в героя события, происходит перенос оценки героя на себя. Ребенок перевоплощается в самые различные роли.
Наиболее сильное влияние изобразительной деятельности сказывается на развитии у детей с ограниченными возможностями здоровья способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние человека, его чувства и переживания и, как следствие, на развитии у ребенка способности к сочувствию людям. Изобразительная деятельность помогает формировать у ребенка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учит его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Эта деятельность влияет на развитие у детей правильного отношения к природе, умения ценить природу.
Большие трудности дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают при овладении письмом, особенностью этого письма может быть его зеркальность, изобразительная деятельность способствует коррекции этих нарушений. Поэтому уроки рисования несут в себе несколько коррекционных задач:
- развитие абстрактного мышления у детей;
- развитие общего художественного и эстетического вкуса, воспитывают любовь к искусству, живописи, окружающему миру. Способствуют развитию общей осведомленности дошкольника;
- формируют верное пространственное восприятие, схемы собственного тела, понятий «право», «лево». Развивают мелкую моторику рук, помогают в овладении письма;
- способствуют обретению веры в собственные силы и самоуважения.
Главная задача воспитателя, работающего с детьми с ограниченными возможностями – это открыть, зажечь, заинтересовать ребёнка художественной деятельностью. Поэтому мы стараемся разнообразить
техники исполнения работ. Ведь, то, что хорошо получается у одного ребенка, другому не подходит. Поэтому подходы работы с каждым ребёнком должны быть индивидуальными.
Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и является важным фактором формирования личности.
Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Как уже говорилось, каждое задание надо подстраивать под конкретного ребенка. Это касается не только тематики, но и способа исполнения. Мы используем не только кисточку, рисуем и пальцами. Необходимо использовать все известные ныне материалы и инструменты, ведь одному удобнее рисовать карандашом, мелком, шариковой ручкой, а другому - делать большие заливки краской, губкой.
В процессе хорошо организованных занятий у детей развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. Формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем образовательном процессе. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении детей. Они становятся более сдержанными, собранными, аккуратными и внимательными. Особую роль играет цвет в изобразительном творчестве. Эмоциональное отношение ребёнка к цвету как к украшению создаёт дополнительные возможности для эстетического воспитания детей с нарушением интеллектуальной деятельности.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятие рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребёнка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребёнку развиваться.
Безусловно, что для ребёнка с отклонениями в развитии занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют ещё большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника.
Так шаг за шагом, постепенно, в каждодневной, кропотливой работе мы решаем нелегкую задачу по воспитанию и формированию здоровой полноценной личности наших детей.