Светлана Потапова
Консультация «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка, а также развитие его музыкальных способностей в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с музыкой — один из этапов эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.
Дмитрий Шостакович в беседе с молодежью сказал: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Публикация «Консультация „Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка, а также развитие его музыкальных способностей в семье“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыка выявляет у человека еще неосознанные мысли и чувства, очищает их от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание.
Искусство музыки утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верность долгу, раскрывает богатство душевного мира.
Ребёнок очень остро чувствует прекрасное и тянется к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.
Красота художественной формы, понятное ребенку содержание музыкального произведения вызывают определенное отношение к художественному образу и через него к жизни, влияют на воспитание художественного вкуса. Выразительное исполнение вызывает у детей желание неоднократно повторять песни, пляски, игры, а также внести в них что-то новое способствуют развитию детского творчества. Кроме того, познание ребенком красоты музыки, ее богатейший образности, средств выразительности приобщает его к миру прекрасного, развивает потребность вносить музыку в свой быт.
Музыка развивает эстетические свойства личности ребенка. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке,- путь к формированию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания.
Отечественные композиторы С. Прокофьев, Д. Шостакович, Д. Кабалевский, М. Красев, В. Герчик, М. Раухвергер, Е. Тиличеева, А. Филиппенко и многие другие создали золотой фонд музыкальных произведений для детей, разнообразных по жанрам и тематике, музыкальной образности.
Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через их содержание дети познают жизнь и труд своего народа, знакомятся с персонажами отечественной истории, понятием Родина, то есть – музыка способствует воспитанию чувства патриотизма.
Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка.
Динамические и темповые перемены в музыке также вызывают изменения в движениях, влияя на их скорость, степень напряжения.
Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха укрепляет детский голосовой аппарат — является своеобразным видом дыхательной гимнастики. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, благотворно действующие на их нервную систему. Музыка влияет не только на слуховой анализатор, но и на общее состояние возбуждения благодаря реакциям, связанным с изменением дыхания, кровообращения. Следовательно, музыкальное воспитание способствует физическому развитию детей. И наконец, музыка оказывает благотворное влияние на их умственное развитие. В процессе владения новыми знаниями у детей развиваются мышление, память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью дает возможность воспитывать у детей умение сравнивать явления, а, следовательно, способствует развитию их познавательных интересов.
Разнообразие содержания музыкальных произведений обусловливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки требует наблюдательности, сообразительности.
Н. А. Ветлугина пишет: «Если дети воспитываются в духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, занимаются различными видами музыкальной деятельности, то и их специальные способности к музыке развиваются плодотворно и успешно».
На основании данных биологии и физиологии Б. М. Теплов указывает на разницу между врожденными задатками и наследственностью, наследственными способностями. Задатки могут возникнуть в утробном периоде развития ребенка, а способности родителей иногда совершенно отсутствуют у их детей.
Задатки также не имеют социальной направленности. По данным психологии на основе одних и тех же задатков можно сформировать самые различные способности в зависимости от условий жизни, характера деятельности и воспитания (семья должна не подавлять стремления детей, а поощрять).
Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду и семье по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально-игровой, изобразительной, музыкальной.
В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски.
Дети сами могут организовывать концерты, театральные спектакли (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).
Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке — сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.
Источники самостоятельной музыкальной деятельности в семье — разнообразны. Самые распространенные из них — это детские музыкальные телепередачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах оказывают влияние на развитие детей, на самостоятельное музицирование.
Очень важны музыкально-дидактические игры : «Догадайся. Кто поет?», «Тише — громче», «Узнай песню по картинке». Неплохо дома иметь музыкальные инструменты : бубны, барабаны, гусли, металлофоны, треугольники.
Регулярно надо посещать родителям и детям концерты классической музыки, оперу, оперетту, театры, музеи!
И вот тогда наши дети вырастут духовно богатыми, интересными, яркими личностями!