Глубоких Ирина
Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в доме ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома ребёнка.
Глубоких И. Н., воспитатель филиала №3 ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка», г. Ревда.
Пребывание детей в домах ребёнка является препятствием для их развития. Важно помнить, что все моменты жизнедеятельности проходят в плотном окружении взрослых и детей. Постоянное вторжение в индивидуальную комфортность приводит к различным заболеваниям и стрессам. Ребенок, находящийся в учреждении закрытого типа часто оказывается в обедненной стимулами среде. Такая среда для ребенка губительна. Обедненная среда оказывает отрицательное воздействие на созревание мозга в младенческом и раннем возрасте.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Работа педагогов детского дома, дома ребенка
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. В законе закреплено и понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ОВЗ) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования[2] подразумевает комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, т. е. осуществлять не только образовательную деятельность, но и присмотр, и уход за детьми раннего возраста с ОВЗ.
Ранний возраст (от рождения до 3 лет) имеет исключительно важное значение в развитии человека. В этот период происходят важные изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, развивается двигательная активность, появляются первые устойчивые качества личности, зарождается коммуникативная деятельность[5].
Педагогическая работа с детьми раннего возраста, построенная с учетом охраны их здоровья, предусматривает организацию жизни ребенка, режима дня, различных видов самостоятельной деятельности, а также занятий.
При воспитании детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, следует помнить, что в своем развитии они проходят те же этапы, что и здоровые дети [3]. Но прохождение каждого этапа у таких детей затрудняется особенностями психологического и социального развития при различных нарушениях:
- дети с нарушениями интеллекта;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушениями зрения или слуха;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети с нарушениями речи;
-дети со сложными нарушениями (сочетание нарушений ЦНС и анализаторов[4].
Для детей с ОВЗ характерна значительная неоднородность психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Однако можно отметить, что при любом нарушении в развитии наблюдаются отклонения в развитии внимания и мышления. Развитие памяти может соответствовать возрастным нормам.
Значительное влияние на развитие мышления детей с ОВЗ оказывает задержка речевого развития, что затрудняет последовательное выполнение интеллектуальных операций. Ребенок быстро забывает поставленную задачу, легко переключается на другие виды деятельности. Незрелость высших психических функций у детей с ОВЗ не позволяет им нормально переносить интеллектуальные нагрузки.
Почти у всех детей с ОВЗ присутствует повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своим действиям, обычно их удовлетворяет оценка в виде простых определений «хороший мальчик», «хорошая девочка», «молодец», «умничка», а так же эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание, обнимание и т. д.).
Общение со своими ровесниками в основном носит кратковременный характер. Большинство детей предпочитают играть в одиночку или с детьми младшего возраста.
В этот период из-за слабого иммунитета организм маленького ребёнка с ОВЗ сильно подвержен различным инфекционным заболеваниям, заболеваниям дыхательной системы, носоглотки, которые могут вызвать тяжёлые осложнения или перерасти в хронические формы. Поэтому важно научить детей регулярно и своевременно соблюдать правила личной и общей гигиены.
Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система ребёнка пластична, и действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умывание, повторяются систематически. Дело в том, что самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его самостоятельности.
Обучение детей раннего возраста правилам соблюдения гигиены будет более рационально и продуктивно осуществляться преимущественно в игровых формах, т. к. игра является ведущим видом деятельности детей раннего возраста. Поэтому все занятия проводятся в форме игры и сопровождаются различными стихами и потешками.
Освоение детьми раннего возраста с ОВЗ навыков личной гигиены играет большую роль в воспитании таких волевых качеств личности, как организованность, дисциплинированность, выдержка, самостоятельность.
Воспитание культурно-гигиенических навыков создаёт условия для формирования основ эстетического вкуса. Ребёнок учится оценивать свой внешний вид, устранять неряшливость в своей одежде и внешности.
Таким образом, следует, что воспитание у детей раннего возраста с ОВЗ навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом только совершенствовались.
Литература:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. №1155.
3. Закревская О. В. «Развивайся, малыш!» Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
4. Ляш А. И. «Дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья : особенности развития и психологическая диагностика». – М. : Просвещение, 2009.
5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.