Приложение МААМ

Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в доме ребенка

Глубоких Ирина
Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в доме ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома ребёнка.

Глубоких И. Н., воспитатель филиала №3 ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка», г. Ревда.

Пребывание детей в домах ребёнка является препятствием для их развития. Важно помнить, что все моменты жизнедеятельности проходят в плотном окружении взрослых и детей. Постоянное вторжение в индивидуальную комфортность приводит к различным заболеваниям и стрессам. Ребенок, находящийся в учреждении закрытого типа часто оказывается в обедненной стимулами среде. Такая среда для ребенка губительна. Обедненная среда оказывает отрицательное воздействие на созревание мозга в младенческом и раннем возрасте.

Темочки:

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. В законе закреплено и понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ОВЗ) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования[2] подразумевает комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, т. е. осуществлять не только образовательную деятельность, но и присмотр, и уход за детьми раннего возраста с ОВЗ.

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) имеет исключительно важное значение в развитии человека. В этот период происходят важные изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, развивается двигательная активность, появляются первые устойчивые качества личности, зарождается коммуникативная деятельность[5].

Педагогическая работа с детьми раннего возраста, построенная с учетом охраны их здоровья, предусматривает организацию жизни ребенка, режима дня, различных видов самостоятельной деятельности, а также занятий.

При воспитании детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, следует помнить, что в своем развитии они проходят те же этапы, что и здоровые дети [3]. Но прохождение каждого этапа у таких детей затрудняется особенностями психологического и социального развития при различных нарушениях:

- дети с нарушениями интеллекта;

- дети с задержкой психического развития;

- дети с нарушениями зрения или слуха;

- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- дети с нарушениями речи;

-дети со сложными нарушениями (сочетание нарушений ЦНС и анализаторов[4].

Для детей с ОВЗ характерна значительная неоднородность психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Однако можно отметить, что при любом нарушении в развитии наблюдаются отклонения в развитии внимания и мышления. Развитие памяти может соответствовать возрастным нормам.

Значительное влияние на развитие мышления детей с ОВЗ оказывает задержка речевого развития, что затрудняет последовательное выполнение интеллектуальных операций. Ребенок быстро забывает поставленную задачу, легко переключается на другие виды деятельности. Незрелость высших психических функций у детей с ОВЗ не позволяет им нормально переносить интеллектуальные нагрузки.

Почти у всех детей с ОВЗ присутствует повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своим действиям, обычно их удовлетворяет оценка в виде простых определений «хороший мальчик», «хорошая девочка», «молодец», «умничка», а так же эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание, обнимание и т. д.).

Общение со своими ровесниками в основном носит кратковременный характер. Большинство детей предпочитают играть в одиночку или с детьми младшего возраста.

В этот период из-за слабого иммунитета организм маленького ребёнка с ОВЗ сильно подвержен различным инфекционным заболеваниям, заболеваниям дыхательной системы, носоглотки, которые могут вызвать тяжёлые осложнения или перерасти в хронические формы. Поэтому важно научить детей регулярно и своевременно соблюдать правила личной и общей гигиены.

Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система ребёнка пластична, и действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умывание, повторяются систематически. Дело в том, что самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его самостоятельности.

Обучение детей раннего возраста правилам соблюдения гигиены будет более рационально и продуктивно осуществляться преимущественно в игровых формах, т. к. игра является ведущим видом деятельности детей раннего возраста. Поэтому все занятия проводятся в форме игры и сопровождаются различными стихами и потешками.

Освоение детьми раннего возраста с ОВЗ навыков личной гигиены играет большую роль в воспитании таких волевых качеств личности, как организованность, дисциплинированность, выдержка, самостоятельность.

Воспитание культурно-гигиенических навыков создаёт условия для формирования основ эстетического вкуса. Ребёнок учится оценивать свой внешний вид, устранять неряшливость в своей одежде и внешности.

Таким образом, следует, что воспитание у детей раннего возраста с ОВЗ навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом только совершенствовались.

Литература:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. №1155.

3. Закревская О. В. «Развивайся, малыш!» Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

4. Ляш А. И. «Дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья : особенности развития и психологическая диагностика». – М. : Просвещение, 2009.

5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется.

Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Консультация для родителей на тему: “Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. ”.

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста.

Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков и здоровье ребенка» Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста одна из наиболее актуальных проблем. Педагогической наукой.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста «Мойдодыр в гостях у ребят»Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста «Мойдодыр в гостях у ребят» Вид проекта: познавательно - игровой. Тип проекта: долгосрочный. Цель проекта: формирование у детей группы раннего возраста культурно.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей второго раннего возраста Проект «по формированию культурно-гигиенических навыков у детей второго раннего возраста» 1. Тип проекта: комплексный 2. По количеству участников:.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Воспитание культурно-гигиенических навыков»Родительское собрание в группе раннего возраста «Воспитание культурно-гигиенических навыков» Родительское собрание: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически,.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в доме ребенка
Опубликовано: 22 июня 2018 в 06:22
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в доме ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Глубоких Ирина (УИ 302679) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД